Найти тему

Май 2023. ДОРОГА ЖИЗНИ километр за километром. Часть III

Оглавление

Приглашаем присоединиться к виртуальному путешествию по Дороге жизни. Весь комплекс памятников на ней можно осмотреть только на личном автотранспорте — прямого автобусного сообщения между многими точками маршрута просто не существует. А на перекладных — долго и хлопотно.

В преддверии праздника Великой Победы путешественники с собаками проехали по Ленинградской Дороге жизни, запечатлели каждый памятник, мемориальную доску, монумент — почтили память погибших героев.

-2
Во время Великой Отечественной войны, с 12 сентября 1941 года по март 1943-го, Дорога жизни стала единственной транспортной магистралью, связывавшей осажденный, но не сломленный Ленинград со страной. Люди и техника работали круглосуточно под постоянными артобстрелами и бомбежками.

12-й километр. Сохраненный 280-метровый участок дороги

Бывший шведский тракт. Дорога жизни местами шла по нему, мощеному булыжником, который изгибается здесь плавной дугой.

-4

17-й километр. Памятник «Катюша»

Части зенитной артиллерии, защищавшие Дорогу жизни от налетов вражеской авиации, располагались на возвышенности. Строго говоря, реактивные установки типа «Катюша» зенитной артиллерией не являлись, однако в общественном сознании и памяти народной ассоциируются, прежде всего, с противовоздушной обороной. Памятник сооружен в 1966 году. Один из его авторов, архитектор Чулкевич во время войны сам командовал автоколонной на Дороге жизни.

Пять 14-метровых черных стальных балок на бетонном основании — лаконичны и очень убедительны. При нас их красили к празднику.

Май 2023 года
Май 2023 года
Май 2018 года
Май 2018 года

29-й километр. Ириновка, бывшее поместье барона Корфа

Еще недавно нам и в голову не могло прийти, что в Ириновке (Всеволожский район Ленинградской области), так много достопримечательностей. Эти места не считаются туристическими. Но оказались гораздо богаче и интересней, чем мы предполагали. Один дуб чего стоит! Он признан памятником живой природы Всероссийского значения. В годы Великой Отечественной войны под ним отдыхали пациенты близлежащего военного госпиталя. Старому дереву присвоили статус памятника живой природы и тем самым сохранили жизнь дуба-великана еще на десятки, а может, и сотню лет. А вот табличка поистрепалась — во время нашего прошлого посещения несколько лет назад, она выглядела аккуратнее.

Возраст: 194 года
Высота: 17 метров

По одной из местных легенд сам М.И. Кутузов гулял по липовым аллеям и приложил свою руку к этому дубу. Упустим промашку с возрастом дерева, но легенда красивая.

Дуб стоит на территории бывшего поместья барона Корфа — политика и промышленника, инициатора строительства Ириновской узкоколейной железной дороги. Добротный усадебный дом в стиле модерн сохранился до сих пор, сейчас в нем находится поселковая больница, а в годы войны располагался военно-морской госпиталь Ладожской флотилии.

Подробнее про усадьбу Корфов:

31-й километр. Братское захоронение

Его называют километром скорби. На правой стороне дороги — братское захоронение медсестер, военнослужащих и погибших при эвакуации ленинградцев. Здесь похоронено около 500 человек.

40-й километр. Мемориал «Разорванное кольцо»

Одно из главных памятных сооружений на западном берегу Ладожского озера, на Вагановском спуске у деревни Коккорево. Именно отсюда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты в порт Кобона по льду. Кульминация «Зеленого пояса славы Ленинграда», появившаяся здесь в 1965–1968 годах по инициативе Михаила Дудина, поэта, пережившего блокаду.

Две семиметровые железобетонные арки символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — «Дорогу жизни», а два белых железобетонных шара — прожекторные установки. Здесь горит Вечный огонь и всегда много цветов. Сюда же обычно приезжают официальные делегации для торжественного возложения и траурных митингов в День Победы и День снятия блокады.

С 1970 года в последнее воскресенье января от монумента стартует ежегодный международный марафон «Дорога жизни». Он уникален не только своими участниками — спортсменами и любителями, — но и тем, что это один из немногих стартов, которые проводятся зимой и в «глубокий минус» по Цельсию.

44-й километр. Осиновецкий маяк

Осиновец — так называют мыс на западном берегу Ладожского озера, близ железнодорожной станции Ладожское Озеро Ириновской железнодорожной ветки. Корабли Ладожской военной флотилии доставили сюда первые 800 тонн зерна для осажденного Ленинграда с «Большой земли»12 сентября 1941. Одновременно на Осиновце началось строительство порта, перевалочной базы и подъездных железнодорожных путей. Сюда по дну Ладожского озера советские водолазы провели беспрецедентный «Кабель жизни» от Волховской ГЭС. Его еще называли «кабель с денежкой». Дело в том, что необходимого количества изоляционных материалов не было, использовали бумагу, на которой до войны печатали дензнаки.

Это отдельный героический эпизод обороны нашего города, главным действующим лицом которого стала женщина — Нина Васильевна Соколова, инженер-полковник ВМС СССР, первая и единственная женщина-водолаз. Бойцы отряда Соколовой (27-й отряд ЭПРОН) проводили все подводные работы на дне озера. Личный счет под водой Нины Васильевны — 644 часа, то есть почти 27 суток. Войну Нина Соколова закончила в звании инженера-подполковника. В 34 года получила столь высокое звание, преподавала в Высшем военно-морском училище им. Фрунзе. Она ушла из жизни в 2001-м в окружении и заботе родных и близких, чуть-чуть не дотянула до своего 90-летия. Мемориальную доску Нине Соколовой установили на фасаде дома 48 А по ул. Ленина в Петроградском районе Петербурга.

-11

За 45 дней в условиях блокады удалось восстановить энергосвязь с Ленинградом, 23 сентября 1942 года энергетическая блокада города была прорвана. Сначала свет подавали в госпитали и на заводы, а воспоминания ленинградцев про трамваи, вы наверняка слышали. Когда пошли трамваи, город воспрял.

К началу навигации 1942 года порт имел несколько километров причальных линий (занимал территорию по берегам бухт Морье, Гольцмана и Новой), мог ежедневно принимать до двух тысяч тонн грузов. Весной и летом 1942 года через Осиновец эвакуировали около одного миллиона ленинградцев.

Несмотря на две неудачные попытки с поиском вида и запретительные таблички, мы все-таки сделали фото маяка. Он находится в ведении Министерства обороны и по понятным причинам огорожен от любопытных глаз. А вот прилегающая территория по величайшей несправедливости новейшего времени передана в частные руки. Теперь тут находится база отдыха. И в отличие от хозяев базы отдыха в Кобоне, туристов на пляж не пускают даже 9 Мая. Несмотря на то, что для Дороги жизни маяк был важным ориентиром, осмотреть берег, на котором во время войны находились причалы, туристам, не проживающим на базе отдыха, не получится.

Осиновецкий маяк заложен в 1905 году, он — второй по высоте на Ладоге (после Стороженского) и девятый в списке самых высоких маяков мира: 70 метров от основания до верха, 74 метров от огня до уровня моря. Его свет виден за 40 километров.

Маяк действующий, 366 ступеней ведут к 500-ваттной лампе, которая с апреля по ноябрь в темное время суток загорается каждые четыре секунды. Интересно, что внешне маяк сохранился с начала XX века, заменялись только лампы, приходившие в негодность.

45-й километр. Музей «Дорога жизни»

Филиал Центрального военно-морского музея. Здесь стоят автомобили, поднятые со дна Ладоги, на стапелях — катера и буксиры, самолет Ли-2, орудия береговых батарей, корабельные пушки и многое другое — вплоть до телег и саней. Вся та техника, что, так или иначе, участвовала в перевозках по Дороге жизни.

На территории музея находится и памятник флагману Ладожской флотилии сторожевому кораблю «Пурга», который открывал водный участок пути 12 сентября 1941 года. Историю этого корабля рассказал нам в переписке Александр Литовцев, сын матроса «Пурги» Николая Петровича Литовцева.

Только за 1941 год корабль совершил 21 рейс по перевозке войск, боеприпасов, продовольствия, в том числе в четырех рейсах вел на буксире баржи. До того зимовал во льдах на подходах к Осиновцу.

Котловой машинист Литовцев, будучи раненым, перекрыл механизм и не допустил парового взрыва после налета вражеской авиации 1 сентября 1942 года, чем обеспечил эвакуацию 120 членов экипажа. «Пурга» затонула, 14 краснофлотцев погибло. А старший Литовцев несколько дней провел в госпитале в Ириновке, в том самом бывшем имении баронов Корфов, и снова на фронт.

«В августе 1941 года флотилия участвовала в эвакуации из Карелии двух стрелковых дивизий. Мой отец тоже участвовал в той операции, он прослужил с 1939 по 1945 год. После гибели «Пурги» корабль восстанавливали на Ждановском заводе. С затонувшего корабля еще во время блокады подняли вооружение и машины. А совсем недавно была целая эпопея с поднятием якоря и части носа корабля для памятника в музее», — рассказал Александр Литовцев.

Турбины и котлы «Пурги» были использованы для восстановления сторожевого корабля «Вихрь».

Поднятие флага на СКР «Вихрь». Фото предоставлено Александром Лисовским
Поднятие флага на СКР «Вихрь». Фото предоставлено Александром Лисовским

46-й километр. Станция Ладожское Озеро

Конечная точка маршрута — место, где сходятся автотранспортная и железнодорожная ветви «Дороги жизни» и начинается ее водная часть. Здесь находится поставленный в 1974 году на вечную почетную стоянку паровоз Эш-4375 «Комсомолец», возивший топливо в Ленинград.

Этот паровоз многие ленинградцы «знали в лицо» и еще во время войны предлагали сделать мемориальным.

-16
«На этом паровозе в период 1941–1942 годов комсомольско-молодежная бригада локомотивного депо ТЧ-12 в составе старшего машиниста Василия Елисеева (впоследствии ставшим Героем Социалистического труда), помощника машиниста Ивана Беляева, кочегара Бориса Александрова в составе паровозной колонны доставила 2 312 тяжеловозных составов с двумя миллионами тонн боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденный Ленинград и для фронта. Честь и слава героям-железнодорожникам за мужественный труд на Дороге жизни», — гласит мемориальная табличка.

У нас есть этот день в году – 9 Мая, когда вся страна, вне зависимости от населенного пункта, национальности и политических взглядов, садится за большие и маленькие столы, громко или совсем тихонечко поднимает рюмки и пускается в воспоминания.

И нет в современной России более объединяющего праздника. Великая Отечественная война никого не оставила равнодушным, она заглянула в каждый дом, в каждую семью. Долгими и трудными были дороги Победы. Этот маршрут позволит всем нам в «мирное время» кожей ощутить нелегкий путь тех, кто сражался на «Дороге жизни». Вечная память героям!

С ПРАЗДНИКОМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!

Оставайтесь на нашем канале.

Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас