Мы начали о ней рассказывать в статье про Дорогу жизни. Добавим подробностей. Еще недавно нам и в голову не могло прийти, что в Ириновке (Всеволожский район Ленинградской области), так много достопримечательностей. Эти места не считаются туристическими. Но оказались гораздо богаче и интересней, чем мы предполагали. Один дуб чего стоит!
Он признан памятником живой природы Всероссийского значения. В годы Великой Отечественной войны под ним отдыхали пациенты близлежащего военного госпиталя, расположенного, кстати, в бывшем доме баронов Корфов (там и сейчас больница, листайте ниже). Старому дереву было решено присвоить статус памятника живой природы и тем самым сохранить жизнь дуба-великана еще на десятки, а может, и сотню лет.
Возраст: 194 года
Высота: 17 м
Место произрастания: Рахьинское городское поселение, дер. Ириновка.
Дуб нашли не сразу, в холостую прокатились по окрестностям, остановились в придорожном кафе. Выпили кофейку с пышками, уточнили месторасположение у местных. А по делам, простите, пришлось идти в лесок. И там-то, в нескольких метрах от трассы, Тата увидела самую настоящую гадюку. Змей она панически боится! Приступы паники роднят ее с Майкушей, когда тот слышит фейерверки…
Еще одно разочарование. Прикафешная стайка ириновских собак буквально накануне нашего приезда пополнилась еще одним длинноногим и неказистым лопоухим щенком. Нелюди выкинули из машины. Малыш щимется к людям и совсем не понимает, что случилось, в чем он провинился. Трогательный лопоухий растерянный малыш. И, к сожалению, помочь мы ничем не смогли. Его кормят! И обещают не бросить на произвол судьбы, как и прибившуюся рыжую лохматую псину. Но отныне этот малыш бездомный. Давайте будем честны, потомственных дворянинов с виду редко кто забирает домой…
Деревенька Ириновка сама по себе – местечко любопытное.
Еще во времена шведского господства здесь находилось поселение Мориасилка. Вплоть до 1774 года принято было использовать топоним Мариеселка (Оринка). Современная Ириновка в середине ХYIII века входила в состав мызы Марисельской и была пожалована М. Сахаровой по распоряжению Елизаветы Петровны в 1747 году. Кто такая эта М. Сахарова, и за какие-такие заслуги ей отвалили такие земли, ей Богу, не знаем. Она у нас ни с чем не ассоциируется. Если интересно, сами ищите в сети.
А в 1773 году мыза была продана Ивану Юрьевичу Фредериксу, который построил в Марисельской вотчине усадьбу площадью 2 десятины. Им же здесь были основаны два стекольных завода. После его кончины мыза Марисельская перешла по наследству вдове – Ирине (Регине) Захарьевне Фредерикс. Есть основания утверждать, что с этого времени в документах появляется новое название усадьбы – Ириновка.
Корфы появились в Ириновке еще через век. В 1798 году надворный советник Сергей Яковлевич Поскочин приобрел это самое поместье и владел им около сорока лет. Сергей Яковлевич проявил себя предприимчивым и справедливым хозяином – за это время население деревень увеличилось в четыре раза. Во многих помещичьих имениях России в начале XIX века возникают фаянсовые и фарфоровые предприятия, возле деревни Морья Поскочиным также был основан фарфоровый завод.
В 1842 году Ириновка стала принадлежать Софье Александровне Голенищевой-Кутузовой, которая продала ее в 1851 году Леопольду Федоровичу Корфу, женатому на родной сестре ее мужа – Марии Павловне, урожденной Голенищевой-Кутузовой. Леопольд Федорович – потомок древнего курляндского рода Корфов, которым в ХYI веке был дарован баронский титул, подтвержденный в России только в 1835 году.
Корфы перестроили усадьбу, увеличили ее площадь до 12 десятин и создали прекрасный пейзажный парк, элементы которого (200-летний дуб? так и быть, округлим для красного словца, липовая аллея и др.) можно увидеть и в наши дни. В 1856 году здесь же была построена деревянная церковь Преображения Господня, но она сгорела в 1870 году. Через девять лет Корфы возвели уже каменную Преображенскую церковь. А в 1880 году вся территория поместья была разделена между наследниками барона – его детьми. Но даже после раздела наследства усадьбой в Ириновке пользовались все члены семьи.
Самое знаменательное участие в развитии Ириновки сыграл Павел Леопольдович Корф. Занявшись разработкой торфяных залежей, он сумел организовать акционерное общество по прокладке железной дороги из Петербурга сначала до Ириновки, а затем и далее до Ладожского озера. В 1892 году в Ириновку пришел первый поезд. Возможность быстрого сообщения со столицей послужила причиной широкого развития предприятий и строительства дачных поселков в этом направлении. Итогом предпринимательской деятельности Корфа стало строительство торфобрикетного завода на станции Рахья, реконструкция стекольного завода на дороге, соединяющей Ириновку и Ваганову, учрежденние Шлиссельбургского промышленного общества и другие воплощенные в реальность проекты.
Откуда мы это знаем?
Все просто. В 1902 году он закладывает поместье в Тульском земельном банке. Из документов описи видно, что на усадебной земле в то время находилось девять деревянных строений, огород, парк, фруктовый сад и три дачи под аренду. Ссуда по тем временам была очень высокой – 220 500 рублей с учетом промышленных заведений, запасов торфа, камня и леса.
На эти средства Корф строит новый каменный усадебный дом. Архитектором строгого и лаконичного здания является его давний знакомый И.С. Китнер, создавший в свое время проект торфобрикетного завода. Благодаря тому, что это здание великолепно сохранилось до наших дней, мы имеем возможность восхищаться изумительно чистой кладкой из желтого английского глазурованого кирпича. Ровные и гладкие стены двухэтажного здания со срезанным углом прерываются разномодульными проемами окон и дверей. Цоколь выложен из крупных каменных блоков и придает всей усадьбе монументальность и устойчивость.
Вокруг господского дома был разбит пейзажный парк с липовыми аллеями. Одна из аллей выходит на поле к дубу.
По одной из местных легенд сам М.И. Кутузов гулял по липовым аллеям и приложил свою руку к этому дубу. (Упустим промашку с возрастом дерева, легенда-то красивая, согласитесь!)
Печальная участь постигла Преображенскую церковь. В свое время Павел Леопольдович заботился о ней, в 1896 году он похоронил здесь брата Николая, в 1903 году – сестру Марию, в 1913 году и его самого похоронили в Преображенской церкви. Но после революции здание церкви использовалось под самые различные бытовые и промышленные нужды, а в 1950-е годы Преображенскую церковь снесли вместе с могилами Корфов, которые владели усадьбой более 60 лет.
Как добраться?
Итак, дорогие петербуржцы и гости нашего славного города, всего час на пригородной электричке с Финляндского вокзала в Ладожском направлении или 30 минут на машине по Дороге жизни, и вы сможете увидеть великолепно сохранившийся усадебный дом начала прошлого века в стиле «кирпичного» модерна, но, к сожалению, посмотреть внутреннее убранство не предоставляется возможным. Имущество из дома Корфов, эмигрировавших в Германию, после революции, по большей части было расхищено. После 1917 года в здании некоторое время размещался Шлиссельбургский совет, а с 1921-го – больница. Здесь лечили защитников Дороги жизни. Сейчас в доме расположено отделение реабилитации Всеволожской районной больницы.
Оставайтесь с нами!
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас