Найти в Дзене

Средние танки Второй мировой. Окончание.

Картинка из свободных источников. Танк Мк VIII Кромвель
Картинка из свободных источников. Танк Мк VIII Кромвель

До конца Второй мировой войны англичане продолжали придерживаться старой концепции: делить танки на два основных типа — пехотные и крейсерские. Крейсерские предназначались для использования в составе самостоятельных бронетанковых соединений, они отличались большим запасом хода и скоростью. Вооружены эти машины были так же, как и пехотные танки, уступая им, впрочем, в бронировании. Однако сделать хороший танк сразу не удалось: «крусайдеры» получились ненадежными, слабовооруженными и сложными в управлении. Их пушки неплохо действовали против легких танков, но совершенно не годились для борьбы с наземными целями. Опыт боев во Франции в 1940 году настоятельно потребовал вооружить крейсерский танк более мощной пушкой. И вот в 1941 году конструкторы разработали новые машины Мk.VII «Кевэлир» (А24) (с мотором и многими узлами, заимствованными от «Крусайдера») и Мk.VIII «Сентор» (А27). На некоторые А27 устанавливали тот же двигатель, что и на А24. Построили 950 машин этих типов, хотя они были явно неудачными. Тем временем авиационный мотор «Мерлин» переделали в танковый и оснастили им А27М, получивший название «Кромвель» (вес — 27,5 т, эки паж — 5 человек, скорость — 61 км/ч, воо­ружение — 57-мм пушка и 2 пулемета, бро­ня — 38-76 мм). Производство их началось в 1942 году. «Кромвель» проектировался с 57-мм пушкой, обладавшей хорошими бронебойными характеристиками. Но опыт боев показал, что часто требовался более мощный осколочно-фугасный снаряд. Поэ­тому на основе 75-мм американской танковой пушки с использованием деталей 57-мм орудия конструкторы изготовили англий­скую танковую 75-мм пушку Mk-V. Ее устано­вили на машинах «Кромвель», поступавших в войска с 1943 года. Танки более поздних модификаций оснащались новым орудием, а ранее выпущенные перевооружались.

А27М оказались неплохими танками, об­ладали высокой мощностью и скоростью, но неважной проходимостью. Однако их огне­вая мощь оказалась явно недостаточной, поэтому при встрече с PzKpfw-IV или «панте­рами» английским танкистам приходилось уповать только на маневренность своих машин. Достаточно толстая броня распо­лагалась без рациональных углов наклона. Более солидная была у последних модифи­каций, но и она не защищала от снарядов новых немецких танков. В боевых действиях «Кромвель» применялся при высадке де­санта в Нормандии в 1944 году. Затем уча­ствовал в войне в Корее (1950-1953 гг.) и до начала 1950-х годов состоял на вооружении английской армии. Всего с 1943 по 1945 год было выпущено 1070 танков «Кромвель» разных модификаций.

Разработка нового крейсерского танка «Комет» (А34) началась в разгар Второй мировой войны, в 1943 году. Для его во­оружения выбрали мощную 76-мм пуш­ку Виккерса. За основу будущей машины взяли танк «Кромвель», усилив его бро­нирование и несколько изменив ходовую часть. Вес — 35,7 т, экипаж — 5 человек, скорость — 51 км/ч, вооружение — 76-мм пушка и 2 пулемета, броня — 43-76 мм. Англичане стремились ускорить выпуск новых машин, но они появились только в марте 1945 года и были признаны очень удачными. По мнению одного американ­ского историка: «Впервые английские танкисты смогли сражаться с немецкими на равных». Увы, это заявление не совсем соответствовало истине: «Комет» сравнял­ся с PzKpfw-IV, но все-таки уступал «Пан­тере» почти по всем показателям. К концу войны англичане перевооружили новин­кой только 11-ю танковую дивизию. «Ко­мет» стал последним крейсерским танком в истории.

Картинка из свободных источников. Крейсерский танк «Комета»
Картинка из свободных источников. Крейсерский танк «Комета»

В 1938 году фирма «Виккерс—Арм­стронг» получила заказ на разработку еще одного пехотного танка, более легкого, чем «Матильда». В будущей машине реши­ли использовать основные агрегаты и узлы опытных танков. И вот в июле 1940 года началось производство Mk.NI — «Вален­тайн» (вес — 16 т, экипаж — 3 человека, скорость — 24 км/ч, вооружение — 40-мм пушка и пулемет, броня — до 60 мм). За 6 лет заводы Великобритании и Кана­ды построили 8275 машин, которые ста­ли самыми массовыми танками в Англии. «Валентайн» выпускался 11 модификаций, отличавшихся друг от друга типами и мар­ками двигателей (на 1-й ставили карбюра­торный, на последующих — дизельный) и вооружением (1-7-я серии оснащались 40-мм пушками, 8-10-я — 57-мм орудием, all-я — 75-мм). Слабое вооружение не по­зволяло «Валентайну» на равных бороться с немецкими машинами, слабым был и дви­гатель. В качестве достоинств отмечались лишь надежная радиостанция, хорошее лобовое бронирование и надежность си­ловой установки. Более 3500 этих танков были поставлены в СССР по ленд-лизу. Правда, 320 из них утонули вместе с судами морских конвоев по пути в советские порты.

До 1940 года в США средних танков практически не строили. Когда им срочно потребовалось создать такую машину, то они пошли по французскому пути и разме­стили 75-мм пушку в корпусе. Так появился танк М3 «Генерал Ли» (вес — 27 т, экипаж — 7 человек, скорость — 42 км/ч, вооруже­ние — 75-мм и 37-мм пушки, 4 пулемета, броня — 12-37 мм). 75-мм пушку устано­вили в бортовом спонсоне, что было куда легче и быстрее, нежели разрабатывать под нее оригинальную башню. Ограничен­ный угол обстрела 75-мм пушки компенси­ровали установкой башни с 37-мм орудием, а над ней — еще одной, с пулеметом. Полу­чилось трехэтажное сооружение высотой 3,2 м. Форма танка была крайне неудачной, корпус — высоким и громоздким. В общем, «Генерал Ли», создававшийся американца­ми в большой спешке, оказался плох поч­ти во всех своих решениях. Правда, такая машина была очень нужна армии, и за неи­мением другого варианта ее пустили в про­изводство.

Картинка из свободных источников. Танк М3 «Генерал Ли»
Картинка из свободных источников. Танк М3 «Генерал Ли»

В 1941-1942 годах было произведено 6258 танков «Ли» шести модификаций, раз­личавшихся лишь технологией изготовле­ния. Машины, сделанные по заказу англичан, назвали М3 «Генерал Грант». Их отличала ли­тая башня без верхней пулеметной башен­ки. Все модели М3 делали на заводах фирм «Крайслер», «Американ локомотив», «Болду­ин», «Пресид стил» и «Пульман». Это говорит о том, как быстро американцы развернули выпуск бронетехники на предприятиях ав­томобильной и паровозостроительной про­мышленности.

Осознав врожденные пороки машин, американцы занялись созданием лучшего среднего танка. Новая машина поначалу сохранила ходовую часть и мотор М3. Кор­пус же был совершенно другой формы, с на­клонным расположением лобовой брони, а главное — основное вооружение уста­новили во вращавшейся башне. Прототип машины, получивший индекс Тб, изгото­вили и испытали в сентябре 1941 года, по­сле чего было решено немедленно пустить танк в серийное производство под обозна­чением М4 «Генерал Шерман» (вес — 32 т, экипаж — 5 человек, скорость — 38 км/ч, вооружение — 75-мм пушка и 3 пулемета, броня — 28-76 мм). До конца войны со­юзники построили более 48000 этих тан­ков, включая 1332 машины, выпущенные в Канаде, семи основных модификаций (М4, М4А1—М4А6), которые отличались дви­гателями, ходовой частью, вооружением, формой и способом изготовления корпуса и башни. Боевое крещение «шерманы» по­лучили в ноябре 1941-го в Северной Афри­ке, под Эль-Алайменом, где прекрасно себя показали.

В начале 1943 года они появились в СССР. И были весьма благожелательно встречены советскими танкистами. По бро­нированию «Шерман» не уступал Т-34, ибо меньший угол наклона брони компенсиро­вался ее большей толщиной, а 75-мм пушка до появления «тигров» и «пантер» поражала немецкие танки всех типов. Существенным недостатком была подвеска — такая же, как у М3. В конце марта 1945 года ее устройство изменили: вместо двух катков в тележке по­ставили два спаренных, буферные пружины сделали горизонтальными, на тележках по­ставили амортизаторы.

Сами американцы считали слабым ме­стом своего танка его пушечное вооруже­ние — 75-мм пушка Mk.V-75 проигрывала немецкому орудию. Так, пушка PzKpfw-IVJ с расстояния 450 м пробивала броню тол­щиной 92 мм, в то время как орудие «Шер­мана» — только 68 мм. Танк легко воспла­менялся и мгновенно выгорал дотла из-за применения высокооктанового бензина, по­этому сами американские танкисты не без «черного юмора» прозвали его «спиртовкой для разогревания пищи».

Надо сказать, что «шерманы» с улучшен­ным орудием все же появились, но не в США, а в Англии, где американские машины были перевооружены на новые английские длинноствольные 17-фунтовые (76,2-мм) орудия и получили обозначение «Шерман Фаерфлай» («Шерман-огневержец»). Эта пушка с начальной скоростью бронебой­ного снаряда 810 м/с позволяла «Шерману» поражать танки противника на расстоянии до 1 км. В общем, М4 был весьма неплохим танком, надежным, простым в производ­стве и обслуживании, хотя его вооружение и бронирование были слабоваты для веса в 32 т. Однако, учитывая отсутствие в США традиций и школы танкостроения, создание М4 следует безоговорочно признать крупным успехом американских конструкторов.

Кроме того, количество выпущенных американских танков не может не впечатлять. Начав практически с нуля, США за годы войны произвели 88410 машин (из них 25600 поставили англичанам). Танков «Шерман» среди них было 48347, по количеству они оказались на втором месте в мире после советского Т-34! Всего в СССР было отправлено 4063 танка «Шерман», в основном модификации М4А2. Что же касается общих объемов производства, то с июня 1940-го по 30 августа 1945 года американские заводы сумели выпустить 103096 единиц бронетанковой техники, включая танки и САУ. Всего по ленд-лизу в СССР было отправлено 7172 танка из США и 5218 из Англии и Канады. Правда, немецкие подводники постарались, чтобы до советских портов дошли не все машины.

Первый танк, более или менее похожий на средний, появился у итальянцев, когда Вторая мировая война уже давно началась. Это была машина Ml3/40, выпущенная в 1940 году и наконец-то вооруженная 47-мм орудием в башне. Впрочем, как и на предыдущей модели, весь корпус и башня на этом танке были клепаными. Сама башня стала двухместной: командир-наводчик — справа и заряжающий — слева, для них сделали один общий двухстворчатый люк. Двигатель располагался сзади, а трансмиссия и бортовые редукторы — спереди, подвеска — аналогичная танку Ml 1/39. Всего было построено 799 машин. Танк широко использовался во время боев в Северной Африке, но хотя он и был лучше своего предшественника, тоже оказался весьма уязвимым для противотанкового оружия англичан. В принципе это была типичная легкая машина, которую назвали средней только из соображений престижа. Вес — 14 т, экипаж — 4 человека, скорость — 32 км/ч, вооружение — 47-мм пушка и 2 пулемета, броня—14-45 мм.

Следующий образец М14/41 (вес — 14,5 т, экипаж — 4 человека, скорость — 33 км/ч, вооружение — 47-мм пушка и 2 пулемета, броня — 14-45 мм) оснащался более мощ­ным двигателем и воздухоочистителями, приспособленными для работы в пустыне. Было изготовлено 1103 машины, которые использовались в боях не только в Африке, но и в итальянских частях, воевавших против СССР. Последняя модель этой серии М15/42 была принята на вооружение в 1943 году. Этот танк имел удлиненный корпус и еще более мощный двигатель, а вооружался но­вой 47-мм пушкой {длина ствола — 40 ка­либров вместо 32). Вес — 15,5 т, скорость — 40 км/ч. Всего построено 90 таких машин.

Настоящий средний танк Р40 (вес — 26,43 т, экипаж — 4 человека, скорость — 40 км/ч, вооружение — 75-мм пушка и пуле­мет, броня — 14-60 мм) итальянцы начали строить только летом 1943 года, но ни одна машина так и не покинула стен завода до капитуляции Италии в ноябре 1943-го.

Получив от Германии отказ передать чер­тежи PzKpfw-IV, венгерское командование обратилось к другим странам. Поиски лицен­зии на средний танк привели венгров на пе­реговоры с чехословацкой фирмой «Шкода», которая еще в 1938 году разработала про­ект такого танка для чехословацкой армии и даже сделала его прототип — Т-22. В августе 1940 года с разрешения немецких властей «Шкода» продала Венгрии лицензию на про­изводство Т-22. Танк был не доработан, и вен­грам пришлось доводить его своими силами. Кроме того, венгерские инженеры заменили вооружение на шведскую пушку «Бофорс», увеличили толщину брони и создали новую башню, в которой размещались 3 человека. Первый прототип танка 40М «Туран» I был готов в августе 1941 года, а его серийное про­изводство началось сразу на четырех заводах в апреле 1942 года. Вес — 18,2 т, экипаж — 5 человек, скорость — 47 км/ч, вооружение — 40-мм пушка и 2 пулемета, броня — 14-50 мм. Всего построено 285 таких машин.

Поскольку вооружение «Турана» I было слабым, то уже в 1941 году началась разра­ботка модернизированного танка с 75-мм ко­роткоствольной пушкой. Машина, получившая обозначение 41М «Туран» 75 (или «Туран» II), стала поступать в войска в мае 1943 года (вес — 19,2 т, экипаж — 5 человек, скорость — 43 км/ч, вооружение — 75-мм пушка и 2 пулемета, бро­ня — 25-50 мм). Всего было построено 329 тан­ков «Туран» II, они стали участвовать в боях с апреля 1944 года, но оказались малона­дежными, слабо вооруженными и сложными в производстве и обслуживании.

Из всех воюющих стран, пожалуй, самые слабые танки в начале войны производи­ла Япония. Свой последний образец — танк «Чи-Ну» («средний десятый») — японцы уже вооружили мощным 75-мм орудием с актив­ным дульным тормозом и довольно высокой начальной скоростью бронебойного снаряда. Вес танка — 18,8 т, экипаж — 5 человек, ско­рость — 39 км/ч, вооружение — 75-мм пушка и пулемет, броня — 20-50 мм. Этот танк оказал­ся самым удачным из всех серийно выпускавшихся японских машин и вполне соответство­вал требованиям времени. Вот только сделали всего 60 машин «Чи-Ну», а так как все они были направлены в часть, предназначенную для обороны метрополии, то никакого участия в боевых действиях эти танки не принимали.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте ставить лайки и подписываться на канал - этим вы очень поможете мне в продолжении работы!