Найти тему
Селянка🌼

Развязка. Директорские страдания

Пора дописывать последнюю главу истории о директорстве. Так совпало, что и в жизни эта история близка к развязке. Если что, предпоследняя серия здесь👇

А пока вернемся в август 2008 года, когда я вошла теперь уже в свой кабинет директора, не понимая, на что я подписалась. Но рядом был опытный завучи педагоги , знающие своё дело.

Помню, приезжала с совещания директоров с исписанной тетрадью задач и больной головой. Как все эти задачи выполнить?! Но потом быстро поняла, да и старшие товарищи подсказали, что 90 % проблем решаются сами собой, а 10 % -не решаются совсем. Так что, иногда нужно подождать. Или, как я говорю: с любой проблемой надо переспать . Утром она уже покажется не такой уж проблемой.

Ежегодный публичный доклад
Ежегодный публичный доклад

Сейчас пишу и думаю, что за 15 лет столько произошло, всё не опишешь и не уместишь в 2000 знаков. Попробую о самых важных моментах рассказать, о тех, что ковали мой директорский характер.

В октябре 2008 года в село пришёл газ. Это было событие века. Сначала подключили школу. На торжественный пуск газа съехалось в село всё начальство, местное, районное и, конечно, губернатор. Моё ответное слово было отредактировано районным начальством. Молодая и неопытная, наговорю ещё лишнего, не по протоколу. "Благодарю, спасибо и низкий поклон" в повествовании приветствуется. Только не смей просить! Начальство этого не любит" ,- вот , если в двух словах, что настоятельно мне было рекомендовано сказать принародно.

Губернатор газовый факел поджог, пирогов, приготовленных моими поварами, наелся, раздобрел и спрашивает меня: "Чего вам в школу нужно?". А мне же запрещено. Я на измене: в школе пригодилось бы всё, но и просить запретили. Хорохорюсь: " Всё у нас есть, да и просить не привыкла".

В общем, с барского плеча пообещал губернатор кабинет химии, в библиотеку -новые книги, в спортзал- спортинвентарь и мне, директору, ноутбук. Я была в шоке от такой щедрости. Подумала ещё, вот мне попёрло. Работаю два месяца, а уже пополнила материально-техническую базу школы.

В итоге пополнилась база двумя наборами для бадминтона, шашками, в количестве 3 штук и ,что меня больше всего шокировало, нардами, в количестве 6 штук. Но с высокой трибуны было озвучено: спортивный инвентарь подарили школе.

Три новые книги привезли, фотокорреспонденты засняли момент вручения. Потом ещё штук триста грязных, потрепанных книг доставили. Но это уже без фотовспышек. Водитель, который привез нам эти книги, сказал, что грузил их в какой-то кочегарке.

Ноутбук не новый, даже не почищен, с чужой перепиской. Но прослужил он ,правда, долго. Кабинет химии как - то затерялся в обещаниях.
Не жди милости от начальства, поняла я. Хоть проси, хоть не проси, все равно получишь....то, что им не нужно.

Ещё один момент врезался в память и остался рубцом на сердце. В мае 2009 года вдруг получаю постановление о реорганизации основной школы в начальную. Коллектив в шоке, родители в полуобморочном состоянии. Полетели письма во все инстанции, на все уровни власти, депутатам, тем, что в Москве сидят. Ответ один: нужно укрупнять районные школы за счет оптимизации сельских. Родители и педагоги попросили помощи и защиты у одного ныне покойного руководителя партии, его ответ "понравился" мне больше всего: "Вынужденная оптимизация. Спасибо , что являетесь нашими избирателями, продолжайте в том же духе!" Не хватало только слова " продолжайте в том же духе, лохи!
На сходе граждан родителей убедили, что ездить за 12 км по бездорожью в 7 утра - это здорово.

Самое невыносимое в этой истории было увольнять коллектив. Чувствовала себя виноватой, что я остаюсь, а они уходят. Расставались молча, но на таком нерве. Учителя пошли на вольные хлеба, а 47 учеников поехали в школы района.

Думала, что директором маленькой школки работать легче. А нет! Если в больших школах есть администрация, где можно разделить задачи, то здесь делить некому, все твои. Завуч, делопроизводитель, программист, завхоз, библиотекарь, водитель- неполный перечень обязанностей директора маленькой школы. Доходило до смешного. Много раз, по требованию прокуратуры, сама себе объявляла выговор.

Традиционное фото 1 сентября, у рябинки
Традиционное фото 1 сентября, у рябинки

За 15 лет работы подзабыла я свои филологические навыки, стала хозяйственником. То крыша течёт, то пол провалился, то травой территория заросла, то снегом завалило. То пожарный даёт срок за ночь тамбур аварийный разобрать, то крыльцо отремонтировать.

Приёмка школы- это отдельная песня. Без денег нужно подготовить школу к новому учебному году. Руку протягиваешь или для солидности -шляпу, и вперед к малому бизнесу, фермерам, родителям: "Подайте на ремонт школы". А они от тебя уже прячутся. Каждый год одно и то же! В этом случае достаёшь свой кошелек. Из него, из кошелька, нужно ещё накрыть стол комиссии по приёмке школы. Последние годы это ушло из практики, на радость всем директорам.

Всевозможные проверки уносят половину жизни. Один только Роспотребнадзор за учебный год проверил 3 раза. Ветнадзор, пожнадзор, комитет по надзору в сфере образования, прокуратура- кому я только штрафы ни платила! Даже судили меня. Все по - настоящему: встать - суд идет. Оправдали правда, не виноватая я, что подвал под школой не является бомбоубежищем. И всё это в начале моей карьеры.

Про отношение родителей умолчу. Школа предоставляет услуги, поэтому родители так и относятся к нам , как к обслуге. И жалобы были, и детей увозили из школы, не доверяя нашим учителям своих чад, и на диктофон записывали. Но самое страшное не это в работе директора.

Самое страшное, когда в школу мчится скорая помощь, потому что ребёнку нужна помощь. В таких случаях не разбираются. В школе случилось, значит , директор виноват.

Масленицу отмечаем на школьном дворе
Масленицу отмечаем на школьном дворе

Ребёнок упал с горки, сломал руку. Разбирательство было серьёзное. Наказание понесли воспитатель и директор. Потом оказалось, когда этот же ребёнок чуть не захлебнулся пеной на руках воспитателя, что у него эпилепсия. Мама умолчала, хотя знала об этом.

И совсем свежий случай. У ребенка вдруг пропадает голос. Её к доске вызывают, а она показывает руками, что ничего не слышит. Девочка, второклассница. Учительница бежит к классному руководителю, та звонит мне, я еду за фельдшером с мыслями, что я видно не доработаю до увольнения.

Классный руководитель зовет девочку в учительскую. Та идет, значит, слышит. Спрашивает, что случилось? Девочка жестикулирует неумело, мол ничего не слышу. Диагноз классный руководитель поставила сама, фельдшер только подтвердила: чистейшей воды симуляция.

Голос у девочки появился так же быстро, как пропал. После слов: сейчас врач приедет и сделает укол. Тут уж слёзы полились , и голос прорезался. По -хорошему выпороть бы, а вдруг великой артисткой станет. Сделали вид, что ей поверили и приняли с классной руководительницей двойную дозу успокоительного.

Так и живут директора школ, как на вулкане. Как пионеры, всегда готовы ко всему. Это мне ещё с коллективом повезло. Дружный, взаимозаменяемый у меня коллектив.

Знаете, я всегда говорила, что руководить нужно так, чтобы , когда ты уйдешь с должности, тебе не плевали в спину. Я уверена, что в мою сторону плевков не будет. Значит, и с этой задачей справилась.

Обидно только, что не заслужила наград и званий. Хотя было за что. Сама себе только выговоры писала, а вот на грамоты и звания себя не выдвигала. Не позволяла совесть.

Но несмотря на всё вышесказанное, если вы меня спросите: " Жалею ли я , что стала директором", отвечу: "Нисколько!" Трудная профессия, с нотками экстрима, порой на грани фола, но такая интересная и благородная!