Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как немцы поменяли своё отношение к 8/9 мая?

Годовщина капитуляции Вермахта 8/9 мая 1945 г. отмечается во многих странах Европы как «День Победы» или как «День освобождения». А что празднуют – и празднуют ли? – немцы в этот день?

В момент окончания войны абсолютному большинству западных немцев и в голову бы не пришло считать 8 мая 1945 г. каким-то «освобождением». «Германский Рейх» – безотносительно отношения к Гитлеру и нацистам – считали «своим» государством, Вермахт – «своей» армией, а потому капитуляция и ликвидация германской государственности воспринимались как катастрофа, которую было бы глупо и кощунственно хоть как-то праздновать. К тому же ключевой «скрепой», объединявшей ФРГ в первые два десятилетия её существования, были антикоммунизм и реваншизм – представление, что «законные» границы Федеративной республики простираются до рубежей 1937 г., а значит «ГДР», весь запад Польши и Калининградская область (https://t.me/stahlhelm/2476) – это незаконно оккупированные коммунистами немецкие территории. Следовательно, 8 мая воспринимался ещё и как день, закрепивший этот «преступный» раздел (https://t.me/stahlhelm/2534) германской нации.

«Проработка прошлого» в Западной Германии шла долго и тяжело и сопровождалась громкими публичными скандалами. Упрощая, из двух основных партий социал-демократы выступали за признание немецкой ответственности за нацистские преступления, тогда как христианские демократы отстаивали прежний «национальный» нарратив, что немцы – такие же жертвы войны и диктатуры (нацистской и советской), как и другие народы.

Важной вехой стал 1985 г. – год 40-летия с момента окончания войны. В первых числах мая случился скандал вокруг Битбурга, о котором я уже писал. На 8 мая была запланирована речь перед Бундестагом федерального президента Рихарда фон Вайцзеккера.

Вайцзеккер – аристократ и сын нацистского статс-секретаря МИД Эрнста фон Вайцзеккера. Служил офицером Вермахта на Восточном фронте. После войны сделал карьеру корпоративного юриста и топ-менеджера. Христианский демократ, он с 1981 по 1984 гг. был бургомистром Западного Берлина, а в 1984 г. был избран на пост президента ФРГ.

И вот, бывший офицер Вермахта, истовый христианский демократ вышел на трибуну и произнёс одну из самых известных речей (https://www.spiegel.de/politik/deutschland/richard-von-weizsaecker-der-8-mai-war-ein-tag-der-befreiung-a-1016084.html) в немецкой истории.

8 мая – это день освобождения Германии от национал-социалистической тирании. Да, в 1945 г. этот день справедливо воспринимался большинством как день позора, оккупации и раздела страны. Но к этой катастрофе немцев привела не злая воля иностранных держав, а конкретная дата их собственной истории – 30 января 1933 г., когда Гитлер стал канцлером. Именно он и его ближайшие подельники привели Германию к тому состоянию, в котором она оказалась 8 мая 1945 г.

Нужно помнить и чтить память всех жертв войны, развязанной Гитлером – евреев, граждан Польши и Советского Союза (эти две страны президент выделил отдельно), других оккупированных стран, синти и рома, гомосексуалов, душевнобольных, бойцов Сопротивления и, наконец, самих немцев – солдат, погибших на фронте, жертв бомбардировок и изгнания.

Нужно разделять понятия коллективной вины – её у немцев как у целого народа быть не может – и ответственности – её-то как раз немцам, опираясь на исторический опыт, нужно выработать, чтобы впредь защищать себя от диктатур и нарушений прав человека.

За прошедшие после войны 40 лет ФРГ воспользовалась историческим шансом и построила нормальную функционирующую демократию, а также наладила отношения со всеми соседями, как на Западе, так и на Востоке. Со всеми из них она желает жить в мире. Немцы – это один народ, и в ФРГ, и в ГДР, но это вовсе не означает, что ради «освобождения соотечественников» нужно развязывать новую войну.

Речь Вайцзеккера большая часть депутатов встретили аплодисментами, кроме 30 «ортодоксов» от христианских демократов, которые в знак протеста вышли из зала.

Фактически президент объединил конкурировавшие нарративы социал-демократов (про ответственность) и христианских демократов (про нацию). При всех своих недосказанностях речь Вайцзеккера заложила стандарт для всех последующих разговоров о национальной ответственности за неудобное прошлое.

Подписывайтесь на
Стальной Шлем