Найти тему

Чего боятся дети?

Оглавление
Чего бояться дети? Заметки клинического психолога.
Чего бояться дети? Заметки клинического психолога.

В предыдущей статье мы рассказали о проблемах, связанных со страхами, которые возникают у совсем маленьких детей в результате работы их фантазии. Однако этим не исчерпывается тема детских страхов (фобий) вообще.

Страхи эти чрезвычайно разнообразны, возникать и развиваться они могут в различном возрасте.

ГЛАВНАЯ ИХ ОПАСНОСТЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОНИ СПОСОБНЫ ОКАЗЫВАТЬ СИЛЬНОЕ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

А это, в свою очередь, оставляет глубокий след на всю жизнь. По многочисленным свидетельствам педагогов, психологов, даже священнослужителей, огромное количество отклонений в психическом, эмоциональном, нравственном развитии взрослых людей коренится именно в непреодоленных детских страхах.

Один священник, имеющий большой опыт исповеди, так сформулировал этот тезис: «Вы даже не можете себе представить, как много людей навсегда остаются детьми!»

Сегодня специалистами достаточно точно установлено, какие страхи наиболее типичны для детей различных возрастов:

дети до года в норме пугаются громких звуков, резких движений, незнакомых людей и т.п.,

в возрасте от 1 года до 3 лет появляется страх разлуки с родителями или отвержения родителей; малыши боятся ночных кошмаров, травм, незнакомых ровесников и природных явлений (например, грозы),

с 3 до 5 лет дети начинают осознавать конечность жизни и испытывают страх по поводу своей смерти или смерти родственников; их пугают страшные сны, огонь и пожары, ядовитые змеи и природные стихии,

в возрасте 6-8 лет возникает боязнь зловещих существ (призраков, ведьм), страх одиночества, физического насилия и социальные «школьные» страхи (оказаться несостоятельным, не оправдать ожидания родителей, быть отвергнутым коллективом),

в 8-11 лет появляется страх, что плохие поступки ребенка будут замечены другими; дети боятся болезней, школьных неудач, грабителей, воров и хулиганов, верчения (некоторые карусели), высоты и ссор с родителями,

с 11 до 13 лет детей пугают возможная непривлекательность, собственные странные поступки, серьезные болезни или смерть, критика взрослых, возможность попасть в глупую ситуацию и потеря личных вещей.

Продолжать этот список и уточнять его можно почти до бесконечности. Справедливости ради можно добавить, что и у взрослых людей фобии столь же многочисленны и невероятно разнообразны.

Бояться «можно» практически всего, что угодно: открытых и замкнутых пространств, одиночества и толпы, мышей и насекомых, заразных микробов и инопланетян…

Конечно, значительная часть детских страхов носит уже знакомый нам «выдуманный», иррациональный характер. Они вызваны по преимуществу фантазиями и поддаются разрушению в процессе рационализации мышления ребенка.

Но есть и иная, более серьезная категория страхов, которые питаются более реальными обстоятельствами. Прежде всего в этом ряду следует указать на страх «несостоятельности».

В любом сознательном возрасте ребенок стремится соответствовать требованиям, предъявляемым внешним окружением: родителями, воспитателями, учителями, сверстниками в школе, в уличной компании, в бесчисленных группах в социальных сетях и т.д. Соответствовать каждому из этих требований значит успешно пройти идентификацию в системе «свой – чужой», принять такую модель поведения, которая обязательно делала бы тебя «своим» в каждом коллективе – или хотя бы в одном.

Неудачи караются изгнанием, презрением, присвоением статуса «лузера». А это – самое страшное для любого человека, а для ребенка, подростка – невыносимо страшно.

Здесь возникает принципиальный вопрос: на какой коллектив ориентироваться? Ибо освоить множество социальных ролей: «хороший ребенок в семье», «хороший ученик», «хороший товарищ в компании», «хороший…», — чрезвычайно трудно.

В современном реальном мире слишком разные требования предъявляются со стороны разных коллективов. Попытка совмещения несовпадающих, а зачастую противоречивых ролей приводит к психологическому и эмоциональному перенапряжению, к срывам, травмам.

ПОТРЕБНОСТЬ ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО СТАТЬ «СВОИМ» ДИКТУЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ СКЛАДЫВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ.

Избежать этого процесса практически невозможно, единственный выход – полное одиночество. Его изначально здоровая детская психика отвергает. Не здесь ли следует искать корни такого ужасного явления, как детские самоубийства?

ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ, НАУЧИТЬ ЕГО ПРИЕМАМ СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ, ПРИВИТЬ ЕМУ ИММУНИТЕТ ПРОТИВ СТРАХА ПОКАЗАТЬСЯ «ЛУЗЕРОМ», ОБЪЯСНИТЬ, КАК ПРАВИЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ НА ОСУЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, — ВСЕ ЭТО АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМО ПРИ ПРАВИЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ.

К сожалению, родители не всегда понимают это или не знают, как правильно подойти к решению таких сложных задач. Не менее беспомощными зачастую оказываются и педагоги.

Поэтому наиболее правильным шагом будет обращение к специалистам по детской, подростковой и семейной психологии. Современные методики позволяют производить нужную коррекцию поведения и ценностных ориентиров, кардинально повысить психологическую устойчивость у детей и подростков.

Вовремя проведенная работа в этих направлениях позволит избавить вашего ребенка от множества страхов и проблем – как теперь, так и в будущей взрослой жизни.

Главное – не откладывать решение «на потом», не уповать на то, что все пройдет «само собой».

-2

Медведева Наталья

- Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог, ДПТ – терапевт, член АКПП (Ассоциация Когнитивно-Поведенческой Психотерапии)