Делимся с вами завершающей частью отчета начальника Ленинградского аэропорта Моисея Исааковича Цейтлина – она посвящена работе ленинградских авиаторов в 1942 и 1943 годах.
В начале 1942 года воздушный транспорт перестал быть основным, так как появилась «Дорога Жизни». Сотрудники Ленинградского аэропорта продолжили обслуживать самолеты на аэродромах «Смольное» и «Комендантское». Всего в 1942 и 1943 году было обслужено 1908 рейсов.
В 1945 году – в год окончания Великой Отечественной войны – авиаторы северного управления перевезли 12 000 пассажиров и сотни тонн грузов. Работа Ленинградского аэропорта была возобновлена в 1948 году.
Прочитать первую часть отчета Моисея Исааковича можно здесь, а вторую часть – здесь.
Работа в 1942–43 году
Количество парных рейсов в 1942г. по месяцам составляет:
Цифры, нанесенные дробью в знаменателе – означают спец.задания.
В мае 1942г., во время таяния льда на Ладожском озере, путь через Ладогу был закрыт. Поэтому, по заданию Военного Совета Ленинградского Фронта, Ленинградским аэропортом была организована на самолетах ПР-5 и ЛИ-2, в ночных условиях, перевозка почты из Ленинграда на «большую землю». Посадка совершалась на разных аэродромах Тихвинского района. Всего выполнено 42 специальных рейса. Перевезено 165 тонн почты.
В течение 1942 года Ленинградским Аэропортом было обеспечено 4 боевых вылета: ЛИ-2 (неразборчиво прим. ред.) и Кромасов летали в тыл противника, где сбрасывали грузы партизанам, а также диверсионные группы.
В 1942 году перевезено следующее количество пассажиров и грузов:
Прибывшие в Ленинградский Аэропорт и отправленные грузы в 1942 году, по своему характеру распределяются следующим образом:
Отправлены пассажиры следующих категорий:
1. Члены Правительства / Наркомы и их заместители / 103 чел.
2. Директора и главные инженеры предприятий 3063
3. Начальствующий состава Красной Армии 1987
4. Артисты, писатели, научные работники 189
5. Служебные пассажиры 132
6. Офицеры связи 377
7. Прочие пассажиры 452
Следует отметить, что в течение 1942 года, аэродром Смольная неоднократно после 2-3 дней непрерывных дождей выходил из строя и поэтому работу Ленинградского аэропорта приходилось переносить на другие аэродромы: Янино-Углово, Приютино и другие.
В 1942 году почти все рейсы самолетов ЛИ-2 в Ленинград и из Ленинграда на участке Ленинград-Плеханово, прикрывались истребителями от нападения воздушных пиратов.
9 декабря 1942 г., по инициативе командования Ленинградского аэропорта самолеты стали прилетать и улетать без сопровождения истребителей в ночные часы или в сумерках. Это дало громадную экономию бензина, который ранее тратился почти ежедневно на полет 4-6 сопровождающих истребителей на расстояние свыше 200 километров.
За все время, после перехода на полеты без прикрытия, не было никаких боевых потерь и ни одного нападения противника на транспортные самолеты.
Организация ночного движения самолетов ЛИ-2 стала возможной, с одной стороны, благодаря прикреплению к данной авиалинии опытных пилотов-ночников, с другой стороны, благодаря четко организованной работе диспетчерской службы и связи Ленинградского Аэропорта.
Так, например, 9-го декабря 1942 года, самолет ЛИ-2 пилот Книзко, ночью, при подходе к аэродрому Смольная, попал в густой туман и не мог найти аэродром.
Однако, дежурный радист Богдасаров поддерживал с бортом непрерывную связь, благодаря чему на борт были переданы соответствующие указания старшего диспетчера Кожикова и самолет был благополучно посажен на аэродроме Углово.
Благодаря четкой работе пеленгаторов / радист-пеленгаторщик Краснов / самолеты, теряющие ориентировку, неоднократно приводились по пеленгу в Ленинградский аэропорт.
Связь между наземными рациями хорошо обеспечивал дежурный радист Кузнецов.
В 1943 году Ленинградский аэропорт обслужил следующее количество рейсов:
За 11 месяцев 1943г. по Ленинградскому Аэропорту прибыло и отправлено грузов:
По характеру перевезенных грузов, они распределяются следующим образом:
Заключение
За время Отечественной войны, Ленинградский аэропорт принял, обслужил и запустил парных самолето-рейсов:
в 1941 году (с начала Отечественной войны) – 5032
в 1942 году – 1408
в 1943 году (за 11 месяцев) – 500
Всего – 6940 рейсов.
За то же самое время перевезено грузов и почты в тоннах:
За то же самое время перевезено вещей:
Одновременно в Ленинградском аэропорту, в период Отечественной войны базируется и обслуживается самолет ЛИ-2 специального назначения Военного Совета Ленинградского фронта.
За все время Отечественной войны, по вине наземных служб Ленинградского аэропорта, не было ни одного летного происшествия.
Начальник Ленинградского аэропорта ГВФ Цейтлин