Найти тему
Аэропорт Пулково

Ленинградский аэропорт с 18 сентября по 31 декабря 1941 года

В рамках серии публикаций к 9 Мая продолжаем делиться с вами воспоминаниями начальника Ленинградского аэропорта Моисея Исааковича Цейтлина о работе авиаторов города в годы Великой Отечественной войны, предоставленного Объединенным музеем гражданской авиации в Санкт-Петербурге.

Публикуем вторую часть отчета Моисея Исааковича (прочитать первую часть можно здесь).

Работа с 18-го сентября по 31-е декабря 1941 г. / период интенсивной работы самолетов ЛИ-2 /

В суровые дни осени 1941 г., когда гитлеровские орды потеряли надежду взять приступом героический Ленинград, решали сломить волю защитников города голодной блокадой, когда все пути, связывающие Ленинград со страной были перерезаны и водный путь через Ладогу еще не был налажен, решением правительства, на помощь Ленинграду были брошены крупные соединения самолетов ЛИ-2.

В это время самолеты были единственным видом транспорта, связывающий осажденный, блокированный Ленинград с «большой землей».

Все эти самолеты принимались, обслуживались и выпускались Ленинградским Аэропортом.

Вследствие ограниченных размеров аэродрома «Смольная» и в виду большого количества одновременно прибывавших самолетов, Ленинградский Аэропорт вынужден был организовать работу в двух места – аэродроме «Смольная» и на Комендантском аэродроме Ленинграда.

Работа Ленинградского Аэропорта, в этот период, характеризуется следующими цифрами: / количество обслуженных самолето-рейсов: количество рейсов парное, считая прилет и вылет за один рейс /.

Фрагмент документа, Объединенный музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге
Фрагмент документа, Объединенный музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге

Помимо самолетов ЛИ-2 и Г-2 было обслужено 162 рейса самолетов прочих типов, преимущественно фельд-связи.

За тот же период 1941 г. перевезено следующее количество грузов и людей:

Фрагмент документа, Объединенный музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге
Фрагмент документа, Объединенный музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге

Самолеты ЛИ-2 и Г-2 перевозили в Ленинград те грузы, в которых больше всего нуждался осажденный город, а именно:

1. Боеприпасы и вооружение

2. Запчасти к самолетам и танкам

3. Пищевые продукты /мука, мясо, сыр, масло и т.д./

4. Горючее и смазочное

В начале периода, в сентябре и октябре, наибольший процент из всех новых прибывших грузов / 63% / составили боеприпасы и вооружение. В конце периода – ноябрь-декабрь, значительно возросло количество продуктов питания, перевозимых с «большой земли» в Ленинград. В это время продукты питания составляли 35% всех привозимых в Ленинград грузов.

Из Ленинграда Ленинградский Аэропорт отправлял грузы оборонного значения:

1. Цветной прокат

2. Артиллерийские орудия и минометы

3. Телефонную аппаратуру

и людей, в основном 3-х категорий:

1. Рабочих и инженерно-технический состав, эвакуируемых предприятий, главным образом Ижорского, Кировского и др. заводов.

2. Раненых из Ленинградских Госпиталей.

3. Эвакуируемых из Ленинграда профессоров, артистов, писателей и др. работников умственного труда и искусства.

Кроме того, в октябре, по особому заданию Военного Совета Ленинградского Фронта, Ленинградский Аэропорт обеспечил переброску из Ленинграда на Тихвинский участок Волховского фронта 3883 человека бойцов и командиров минометных частей для ликвидации прорыва немецко-фашистских войск под Тихвином.

За описываемый период перевезено из Ленинграда в тыл раненых бойцов и командиров из Ленинградских Госпиталей 1000.

Полеты самолетов ЛИ-2 в сентябре в Ленинград совершались из отдаленных аэропортов Москвы и Вологды, однако с октября были организованы базы в Кушевере, Хвойной и районе Тихвина, куда подвозили железной дорогой груды, следующие в Ленинград и ЛИ-2 совершали рейсы между Ленинградом и этими точками.

В ноябре была организована дополнительная база продуктов питания и эвакуации людей в пункте Новая Ладога, ближе к Ленинграду.

Несмотря на короткие дни поздней осени, самолеты ЛИ-2 успевали выполнить между Ленинградом и аэропортами «большой земли» по 2-4 рейса каждый в один день.

Общее количество обслуженных самолетов в некоторые дни, как например 26 ноября 1941 г. составляло 101 вылет и столько же прилетов за один только день. В этот день отправлено с аэродрома Смольная 879 человек эвакуированных и с Комендантского 273 человека, не считая грузов.

Такое громадное количество рейсов стало возможным только благодаря исключительной самоотверженности, как летного состава, так и наемных работников Ленинградского Аэропорта.

Разгрузка большой группы самолетов / свыше 10 ЛИ-2 /, посылка в них пассажиров, загрузка багажа и грузка, технический осмотр, все в целом занимало в Ленинградском Аэропорту 20-35 минут.

Так например: того же 25 ноября, группа на 9 ЛИ-2 прибыла на аэродром Смольная в 12.00, выпущена в 12.23, через семь минут на аэродром прибыла вторая группа ЛИ-2 в составе 11 машин, вылет ее состоялся в 12.50, т.е. через 20 минут после посадки. Данный пример далеко не единичен.

Весь процесс одновременного, массового приема, выпуска и обслуживания самолетов в Ленинградском аэропорту был четко продуман и организован. Работа диспетчерской службы и связи, технической и погрузочной бригады и других наземных служб, был четко слажен между собой.

Образцы организованности и самоотверженной работы показали дежурные диспетчеры: старший техник-лейтенант Коников, лейтенант Тороповский, мл. лейтенант Сазонов, инженерно-технический сотрудник майор Сальников, старший техник-лейтенант Медведь, техник Клюков, моторист Бабирин. Из числа работников бригад особенно отличились сержант Миколкин, Михайлов и Щербаков, бойцы Храмов, Романов и Ершов.

Следует отметить, что люди работали в условиях северной зимы, получая крайне скудный продовольственный паек / норма хлеба рядового бойца достигала 300 граммов в день /.

Трудности наземной работы усугублялись частными залетами самолетов противника. Комендантский аэродром во время скопления прилетающих самолетов неоднократно подвергался бомбардировкам и штурмовке. 18-го октября из числа работников Ленинградского аэропорта были ранены техник Клюков, а также погиб весь экипаж самолета Киреева, который в момент штурмовки производил посадку на аэродроме. При бомбежке и штурмовке 14-го ноября сгорел самолет ЛИ-2. Несмотря на это работа ни на минуту не прекращалась.

Того же 16 ноября бомба разорвалась вблизи хвостовой части одного из рейсовых самолетов, самолет получил пробоины. Тем не менее техническая бригада Ленинградского Аэропорта, под руководством старшего техника-лейтенанта Медведь быстро исправила повреждения и самолет вылетел в рейс вместе с остальной группой.

Следует также отметить, что несмотря на значительное скопление на аэродромах Ленинградского Аэропорта эвакуируемых рабочих и раненых бойцов и командиров, никто из них не пострадал во время воздушных налетов, благодаря четко установленному распорядку ожидания и посадки в самолеты.

На аэродроме «Смольная», силами работников Ленинградского Аэропорта была выстроена большая землянка, в которой эвакуируемые рабочие и служащие в тепле могли ожидать отправки.

Для раненых, ожидающих отправки, вблизи аэродрома, в лесу, были сооружены специальные, отепленные палатки, где было организовано питание и медицинский уход.

Одновременно с транспортной работой, в описываемый период, Ленинградским Аэропортом было обеспечено 25 боевых ночных вылетов в тылы противника, а именно:

28 сентября ПО-41 Ширкунов летел в тыл белофиннов. В начале октября ЛИ-2 Васильев, Касаев, Литвинов, Шутов совершили 7 рейсов на остров Даго в Балтийском море, для оказания помощи отрезанным частям Красной Армии.

Всего доставлено на остров Даго 6 тонн вооружения и боеприпасов, одна тонна махорки и почты, 2 тонны горючего для заправки истребителей, находящихся на острове. Обратными рейсами вывезено 150 человек раненых.

11-го декабря ЛИ-2 Бибиков, и 16-го декабря ЛИ-2 Кузинцов и Алексеенко совершили рейсы в тыл противника для оказания помощи партизанским группам.

За тот период, помимо транспортных и боевых полетов, Ленинградский Аэропорт обслужил район фельд-связи, которыми привезено около 100 офицеров связи, а также свыше 20 тонн правительственной и войсковой фельд-связи.

Следует также отметить, что несмотря на то, что аэродром Смольная являлся не полноценным / взлет и посадка возможны только в 2-х направлениях /, во время чрезвычайно интенсивной работы, при одновременной посадке большого количества самолетов, в Ленинградском Аэропорту не было ни одного летного происшествия.

Самолет Ли-2, музей «Дорога жизни» (из книги В.В. Короля «Крылья Пулково»)
Самолет Ли-2, музей «Дорога жизни» (из книги В.В. Короля «Крылья Пулково»)