Найти тему

Про занятия: чем занимаемся и как оно влияет на развитие ребенка

Я сейчас очень мало пишу про занятия, очень много других дел и некогда еще описывать нашу рутину. Только тяжелая и длительная болезнь дали нам с ребенком время и какой то досуг, чтобы было что-то рассказать. Сегодня выложу задания аж за прошлое лето-осень :)

Мы занимались ежедневно примерно по 2 часа. Точное время зависит от того, насколько быстро сын справлялся с заданиями. Он очень нестабильный в этом плане и в плане дисциплины и плане работы мозга. Может все сделать за 30 мин, а может "наслаждаться" заданием часами. Но я скажу страшную вещь: важно не количество занятий в день, а длительность их по месяцам.

В целом я заметила что у каждого ребенка с РАС свой срок образования нейронных связей. Как его вычислить? Очень просто: есть конкретный период, за который ребенок "улучшается" при наличии занятий, он и есть период образования нейронных связей.

У нас ребенок улучшается в среднем раз в 4 месяца. Это его личное время и ответ на вопрос "А скока заниматься с ребенком до видимых результатов". Если я его выдерживаю - навык закрепляется, если нет - навык уходит. С этим разобрались? Едем дальше. Если навык не закрепляется, он просто не по возрасту или не закрыты "окна" какого-то предыдущего навыка. Дальше будут примеры.

1 блок речь+спорт+нейропсихология

1. Зарядка для плоскостопия (выложу отдельно). Скажу, что ребенок стал меньше жаловаться на боли в мышцах и охотнее ходить ногами. Где-то за год после летней реабилитации у нас ушло желание истерически кричать и требовать транспорт/на ручки всякий раз, когда прогулка затянулась.

2. Задания по нейропрописям. Нейропрописи нужны для улучшения межполушарного взаимодействия, повышения самоконтроля, внимания и подготовке ребенка к школе. Эту книгу посоветовала наш нейропсихолог.

Издание очень удачное по ряду причин:

- здесь много заданий - 37 уроков;

- комплексное развитие: каждый урок включает в себя собственно нейропропись + пальчиковую гимнастику + гимнастика для глаз.

Вот как выглядит один урок изнутри
Вот как выглядит один урок изнутри

3. Кубики Никитина. Много ребенок оттуда не взял, но научился выкладывать простые фигуры.

4. Задания на запоминание слов, не связанных по смыслу, например: лес, кот, картошка, рисунок, гвоздь, малина, весна, стол. Для первоклашки нужно запомнить 8, это говорит о развитой слухо-речевой памяти. Мы пока можем запомнить 5-6.

5. Выполнение многокомпонентных инструкций, вроде: "сходи в ванну, возьми там свою щетку и положи ее на стул", "Положи карандаш на книгу, мячик под стул, а расческу на кровать".

6. Крестики-Нолики.

-3

7. Детский "Крокодил" про него я уже писала, но немного повторюсь, ребенок должен:

- показать пантомимой рисунок на картинке, например, изобразить стул, я помогаю (саморегуляция, самоконтроль);

- должен описать его словами, чтобы я его угадала (развитие речи);

- должен составить рассказ используя ВСЕ 6 слов на картинке (развитие речи).

Жалко что все слова были быстро отработаны, придется брать детский крокодил без картинок

2 блок сложных заданий

Поясню, что это блок, сложный именно для моего ребенка. Поэтому все эти задания по факту подпихивались в конец занятий из блока 1, например, так:

нейропрописи + кубики + многокомпонентная инструкция +чтение+перерыв.

-4

1. Чтение и письмо, читать мы учимся уже 2 года. Очевидно, что у ребенка легкая форма дислексии. Он давно (примерно с 4,5 лет) и хорошо знает буквы. Но ему трудно следить глазами и пальцем за текстом. Также любит додумывать окончания, пропускать буквы, переставлять их в слове, быстро теряет строку глазами.

Мы довольно быстро поняли, что чтение ему не мило, поэтому извращались, чтобы придумать интересную форму занятий. Оказалось, что самое интересное это кроссворды и ребусы. Их то мы и читали. Заодно - учились писать.

Вторая проблема это научиться следить глазами. Как оказалось, у 6-летнего ребенка этот младенческий навык отсутствует как класс. Об этом нам заявил окулист, когда мы ходили проверять зрение. Ей пришлось взять в помощники медсестру и резиновую кису, чтобы проверить, как ребенок управляет движением глаз. Медсестра водила резиновой кошкой перед ребенком, а врач спрашивала "Где киса?". Только так ребенок мог переключить свое внимание. Потом мы дома также брали карандаш и занимались по нейропрописям, о которых я написала выше. Результат - мой сын теперь может шевелить глазами во всех направлениях и стал увереннее читать сам, хотя конечно до возрастной нормы мы пока сильно не дотягиваем. Сейчас его потолок - читать простые предложения с подсказками или самостоятельно читать слова не более двух слогов.

Жихарева-Норкина, есть в сети на все буквы, почему то на разных изданеия пишут либо просто "Жихарева" либо "Жихарева-Норкина".
Жихарева-Норкина, есть в сети на все буквы, почему то на разных изданеия пишут либо просто "Жихарева" либо "Жихарева-Норкина".

2. Вторая засада всей нашей жизни это буквы "р" и "л" - ребенок доолго их осваивал и осваивает до сих пор. Он с великим трудом учился их произносить, а потом они долго не автоматизировались. Причина - картавое "р" и смазанное "л" у меня. Тогда я пришла к логопеду и попросила поучить меня. И каждый урок мы по 15 минут этим занимались, после того как сын окончит свои занятия. Логопед у нас хороший - я научилась говорить человеческое "р" примерно за лето. Но, к сожалению, "р" звучит у меня очень раскатисто, и люди, услышав букву в моем исполнении начинают ржать и удивляться, так что в быту я это звук произношу по-старому, правильно говорю только с сыном во время занятий. Автоматизировали "р" ребенка мы по книге Жихаревой-Норкиной. Сейчас он сносно произносит оба звука, но все равно периодически их теряет, видимо надо заниматься больше и дольше.

3. Третья засада это аграмматизмы. Их по-прежнему много. Честно говоря, систематических занятий по этой теме мы сейчас не ведем. Скорее, я стараюсь наладить компенсирующие навыки: слухо-речевую память и чтение, а через зрительную память будем вытаскивать грамотность в речи.

Вообще для ликвидации аграмматизмов очень помогают упражнения для автоматизации звуков, наговаривать "он бегаЛ, она бегаЛа..." или "он Раскрашивал кРасный шаР на каРтинке" очень полезно и для грамматики.

4. Четвертая проблема это ... рисование. Из-за нарушенного пространственного мышления и аутичных черт сын не умеет произвольно рисовать людей, животных, машины и архитектурные формы (рисунки примитивны, копирует хорошо). Не умеет и все, или изображает их как трехлетка. И вот, смотрите, психолог, глядя на такой рисунок скажет, что ребенок незрелый (факт) или у.о. (не факт).

Мы решили работать над этим навыком механически: рисовать каждый день человека, обращая внимание на те детали, которые должны присутствовать в рисунке его ровесников: шея, зрачки, одежда и т.п. В результате по рисункам мы не догнали сверстников, но отстаем от них не на 3-4, а примерно на 2 года. В садике по образцу сын рисует не хуже и не лучше других. Мы участвовали в конкурсах поделок в саду, завоевывали там места, но тут надо понимать, что одну поделку мы могли делать 3 дня, я придумывала дизайн и помогала со сложными операциями. Но так все мамы в саду делают, мы отличаемся лишь тем, что я сама придумываю концепцию :), а не беру их из нельзяграмма.

Вечером у нас настольные игры: "Барамелька", "Дубль", "Хали-Гали", "Черепашьи бега". Категорически не пошла нам игра "Ктояжка". Это когда лепят на лоб картинку и участник , задавая вопросы, должен отгадать, кто на его картинке, например "Я зеленый?" "Меня можно есть?" Игра хороша для развития речи, но...

Обкатывали мы ее втроем с мужем. И знаете, я не смогла угадать, что я чайник :) У сына была обширная истерика на это дело, поэтому мы упростили правила: сразу стали называть 2-5 возможных вариантов для угадывания, например: "Угадай, кто ты... Яблоко или белка..."

Про игры я хочу уточнить отдельно. Я не знаю, подбодрит это вас или напугает, но... Ни одна из этих игр не далась нам легко, т.к. если честно, сын не любит играть вообще и очень консервативен по отношению к новым играм. Если дать ему волю он всю жизнь играл бы в домино или не играл бы вообще. Но, как любила говорить моя мама "человек не собака - ко всему привыкает", в среднем раз в месяц-два у нас новая игра :) Первый вечер ребенок обычно орет, протестует, а мы предлагаем поощрение - чаепитие после игры. Игра проводится укорочено, по упрощенным правилам. Постепенно правила усложняются, игра удлиняется и ребенок сам предлагает в нее сыграть. К идеалу мы пока не пришли: сын слишком эмоционально принимает проигрыши, эту тему мы правим с психологом. Но об этом - в следующем посте.