Я сейчас очень мало пишу про занятия, очень много других дел и некогда еще описывать нашу рутину. Только тяжелая и длительная болезнь дали нам с ребенком время и какой то досуг, чтобы было что-то рассказать. Сегодня выложу задания аж за прошлое лето-осень :)
Мы занимались ежедневно примерно по 2 часа. Точное время зависит от того, насколько быстро сын справлялся с заданиями. Он очень нестабильный в этом плане и в плане дисциплины и плане работы мозга. Может все сделать за 30 мин, а может "наслаждаться" заданием часами. Но я скажу страшную вещь: важно не количество занятий в день, а длительность их по месяцам.
В целом я заметила что у каждого ребенка с РАС свой срок образования нейронных связей. Как его вычислить? Очень просто: есть конкретный период, за который ребенок "улучшается" при наличии занятий, он и есть период образования нейронных связей.
У нас ребенок улучшается в среднем раз в 4 месяца. Это его личное время и ответ на вопрос "А скока заниматься с ребенком до видимых результатов". Если я его выдерживаю - навык закрепляется, если нет - навык уходит. С этим разобрались? Едем дальше. Если навык не закрепляется, он просто не по возрасту или не закрыты "окна" какого-то предыдущего навыка. Дальше будут примеры.
1 блок речь+спорт+нейропсихология
1. Зарядка для плоскостопия (выложу отдельно). Скажу, что ребенок стал меньше жаловаться на боли в мышцах и охотнее ходить ногами. Где-то за год после летней реабилитации у нас ушло желание истерически кричать и требовать транспорт/на ручки всякий раз, когда прогулка затянулась.
2. Задания по нейропрописям. Нейропрописи нужны для улучшения межполушарного взаимодействия, повышения самоконтроля, внимания и подготовке ребенка к школе. Эту книгу посоветовала наш нейропсихолог.
Издание очень удачное по ряду причин:
- здесь много заданий - 37 уроков;
- комплексное развитие: каждый урок включает в себя собственно нейропропись + пальчиковую гимнастику + гимнастика для глаз.
3. Кубики Никитина. Много ребенок оттуда не взял, но научился выкладывать простые фигуры.
4. Задания на запоминание слов, не связанных по смыслу, например: лес, кот, картошка, рисунок, гвоздь, малина, весна, стол. Для первоклашки нужно запомнить 8, это говорит о развитой слухо-речевой памяти. Мы пока можем запомнить 5-6.
5. Выполнение многокомпонентных инструкций, вроде: "сходи в ванну, возьми там свою щетку и положи ее на стул", "Положи карандаш на книгу, мячик под стул, а расческу на кровать".
6. Крестики-Нолики.
7. Детский "Крокодил" про него я уже писала, но немного повторюсь, ребенок должен:
- показать пантомимой рисунок на картинке, например, изобразить стул, я помогаю (саморегуляция, самоконтроль);
- должен описать его словами, чтобы я его угадала (развитие речи);
- должен составить рассказ используя ВСЕ 6 слов на картинке (развитие речи).
Жалко что все слова были быстро отработаны, придется брать детский крокодил без картинок
2 блок сложных заданий
Поясню, что это блок, сложный именно для моего ребенка. Поэтому все эти задания по факту подпихивались в конец занятий из блока 1, например, так:
нейропрописи + кубики + многокомпонентная инструкция +чтение+перерыв.
1. Чтение и письмо, читать мы учимся уже 2 года. Очевидно, что у ребенка легкая форма дислексии. Он давно (примерно с 4,5 лет) и хорошо знает буквы. Но ему трудно следить глазами и пальцем за текстом. Также любит додумывать окончания, пропускать буквы, переставлять их в слове, быстро теряет строку глазами.
Мы довольно быстро поняли, что чтение ему не мило, поэтому извращались, чтобы придумать интересную форму занятий. Оказалось, что самое интересное это кроссворды и ребусы. Их то мы и читали. Заодно - учились писать.
Вторая проблема это научиться следить глазами. Как оказалось, у 6-летнего ребенка этот младенческий навык отсутствует как класс. Об этом нам заявил окулист, когда мы ходили проверять зрение. Ей пришлось взять в помощники медсестру и резиновую кису, чтобы проверить, как ребенок управляет движением глаз. Медсестра водила резиновой кошкой перед ребенком, а врач спрашивала "Где киса?". Только так ребенок мог переключить свое внимание. Потом мы дома также брали карандаш и занимались по нейропрописям, о которых я написала выше. Результат - мой сын теперь может шевелить глазами во всех направлениях и стал увереннее читать сам, хотя конечно до возрастной нормы мы пока сильно не дотягиваем. Сейчас его потолок - читать простые предложения с подсказками или самостоятельно читать слова не более двух слогов.
2. Вторая засада всей нашей жизни это буквы "р" и "л" - ребенок доолго их осваивал и осваивает до сих пор. Он с великим трудом учился их произносить, а потом они долго не автоматизировались. Причина - картавое "р" и смазанное "л" у меня. Тогда я пришла к логопеду и попросила поучить меня. И каждый урок мы по 15 минут этим занимались, после того как сын окончит свои занятия. Логопед у нас хороший - я научилась говорить человеческое "р" примерно за лето. Но, к сожалению, "р" звучит у меня очень раскатисто, и люди, услышав букву в моем исполнении начинают ржать и удивляться, так что в быту я это звук произношу по-старому, правильно говорю только с сыном во время занятий. Автоматизировали "р" ребенка мы по книге Жихаревой-Норкиной. Сейчас он сносно произносит оба звука, но все равно периодически их теряет, видимо надо заниматься больше и дольше.
3. Третья засада это аграмматизмы. Их по-прежнему много. Честно говоря, систематических занятий по этой теме мы сейчас не ведем. Скорее, я стараюсь наладить компенсирующие навыки: слухо-речевую память и чтение, а через зрительную память будем вытаскивать грамотность в речи.
Вообще для ликвидации аграмматизмов очень помогают упражнения для автоматизации звуков, наговаривать "он бегаЛ, она бегаЛа..." или "он Раскрашивал кРасный шаР на каРтинке" очень полезно и для грамматики.
4. Четвертая проблема это ... рисование. Из-за нарушенного пространственного мышления и аутичных черт сын не умеет произвольно рисовать людей, животных, машины и архитектурные формы (рисунки примитивны, копирует хорошо). Не умеет и все, или изображает их как трехлетка. И вот, смотрите, психолог, глядя на такой рисунок скажет, что ребенок незрелый (факт) или у.о. (не факт).
Мы решили работать над этим навыком механически: рисовать каждый день человека, обращая внимание на те детали, которые должны присутствовать в рисунке его ровесников: шея, зрачки, одежда и т.п. В результате по рисункам мы не догнали сверстников, но отстаем от них не на 3-4, а примерно на 2 года. В садике по образцу сын рисует не хуже и не лучше других. Мы участвовали в конкурсах поделок в саду, завоевывали там места, но тут надо понимать, что одну поделку мы могли делать 3 дня, я придумывала дизайн и помогала со сложными операциями. Но так все мамы в саду делают, мы отличаемся лишь тем, что я сама придумываю концепцию :), а не беру их из нельзяграмма.
Вечером у нас настольные игры: "Барамелька", "Дубль", "Хали-Гали", "Черепашьи бега". Категорически не пошла нам игра "Ктояжка". Это когда лепят на лоб картинку и участник , задавая вопросы, должен отгадать, кто на его картинке, например "Я зеленый?" "Меня можно есть?" Игра хороша для развития речи, но...
Обкатывали мы ее втроем с мужем. И знаете, я не смогла угадать, что я чайник :) У сына была обширная истерика на это дело, поэтому мы упростили правила: сразу стали называть 2-5 возможных вариантов для угадывания, например: "Угадай, кто ты... Яблоко или белка..."
Про игры я хочу уточнить отдельно. Я не знаю, подбодрит это вас или напугает, но... Ни одна из этих игр не далась нам легко, т.к. если честно, сын не любит играть вообще и очень консервативен по отношению к новым играм. Если дать ему волю он всю жизнь играл бы в домино или не играл бы вообще. Но, как любила говорить моя мама "человек не собака - ко всему привыкает", в среднем раз в месяц-два у нас новая игра :) Первый вечер ребенок обычно орет, протестует, а мы предлагаем поощрение - чаепитие после игры. Игра проводится укорочено, по упрощенным правилам. Постепенно правила усложняются, игра удлиняется и ребенок сам предлагает в нее сыграть. К идеалу мы пока не пришли: сын слишком эмоционально принимает проигрыши, эту тему мы правим с психологом. Но об этом - в следующем посте.