На 10 мая 1940 года, в момент немецкого наступления, во французских ВВС числилось около 600 истребителей более-менее современных типов. Самые известные самолеты этого типа той полуторамесячной битвы за Францию - «Моран Солнье» MS-406, «Кертисс» Н-75, «Девуатин» D-510, «Блох» МВ-152 и «Кодрон» CR-714.
Франция вступила во Вторую Мировую войну одновременно с Великобританией 3 сентября 1939 года. И к этому моменту французские вооруженные силы имели довольно мощную истребительную авиацию, сосредоточенную в составе 23 дивизионов. На вооружении состояли три основных типа истребителей - «Моран Солнье» MS-406, «Кертисс» Н-75 и «Девуатин» D-510. Чуть позже в части стали поступать истребители «Блох» МВ-152 и «Кодрон» CR-714, а также новая модификация «Девуатина» - D520. Всего на 3 сентября у французов было около 600 истребителей всех этих типов.
Были еще истребители на вооружении территориальных подразделений воздушной обороны, но то всё были устаревшие бипланы, которые имели против немецких «мессершмиттов» очень мало шансов, а многие не имели их вообще.
Правда, несмотря на кажущуюся мощь истребительной авиации, руководство французской армии уделяло мало внимания качеству самолетов, предпочитая производить малоудачные, но легкие в производстве модели. И самым боеспособным истребителем во французских тогда ВВС был американский «Кертисс» Н-75 – именно эти истребители сбили больше всего немецких самолетов, и именно их немцы после захвата в исправном состоянии оставляли себе, а не передавали союзникам, как остальные типы.
Когда 10 мая 1940 года немцы наконец-то начали наступление, на направлении их главного удара находилось 360 французских истребителей. А вот немцы французов превосходили не только качественно, но и количественно – против 360 французских истребителей было брошено 1210 истребителей немецких, среди них одномоторных Bf-109 было 860, остальные были двухмоторные Bf-110. Это была грозная масса, и потому французам с самого начала пришлось очень туго.
Однако даже несмотря на преимущество немцев в истребительной авиации, французам удалось только за первые три недели уничтожить в воздухе 350 самолетов противника по подтвержденным данным, а не подтвержденные данные приводят цифру 500.
В принципе, учитывая преимущество врага, это было неплохо, если бы потери французских истребителей были меньше. Из 600 истребителей, которые вступили в бой 10 мая, за те же три недели в исправном состоянии осталось только 40 штук. Правда, французская авиационная промышленность продолжала работать, постоянно насыщая войска все новыми и новыми самолетами. Но этого все равно не хватало, и после капитуляции Франции часть оставшихся самолетов перелетела в Африку, на французские колониальные аэродромы в Алжире и Тунисе. Но часть исправных французских истребителей, для которых не нашлось горючего, но которые французы не смогли уничтожить, была захвачена немцами.
Таким образом мы видим, что реально потери французских истребителей были в полтора раза выше, чем немецких, но тут следует учитывать, что из 560 машин, потерянных от вражеского огня в указанный период, почти половина (240 самолетов) были уничтожены немецкой авиацией на земле, и только 320 – в воздушных боях. Таким образом можно констатировать факт, что даже якобы малоудачные французские истребители по числу потерь в воздушных баталиях дали немцам небольшую фору – 320 против 350-ти.
А теперь давайте хоть кратко разберемся в том, что же представляла собой французская истребительная авиация, которая дралась с немецкими «мессершмиттами» практически на равных, несмотря на все свои недостатки?
1). Morane-Saulnier MS.406
Самым массовым истребителем у французов в 1939-1940 гг. был «Моран Солнье» MS-406 фирмы Morane-Saulnier. За полтора месяца войны их было сбито в воздушных боях 150 единиц, и еще 100 было потеряно на земле. Это был одноместный истребитель - цельнометаллический низкоплан, уступавший немецким «мессершмиттам» Bf-109E в скорости (490 км/ч против 550 км/ч) и скороподъемности, но превосходивший их по маневренности и мощности вооружения. И хотя в целом самолет считался устаревшим, но на его долю пришлось больше всего потерь немецкой истребительной и бомбардировочной авиации – каждый «Моран» за всю полуторамесячную компанию по статистике сбил 2,5 вражеских самолета.
Интересно, что после капитуляции Франции на не оккупированной территории Франции было обнаружено еще около 400 «Моранов», не успевших попасть на фронт, часть из которых удалось переправить в Африку. Но часть улететь не успела, и поступила на вооружение армии правительства Петэна в самой Франции, правда, только в качестве учебно-тренировочных, так как гитлеровцы распорядились все боевые самолеты в армии коллаборационистов уничтожить.
2). Caudron С.714
«Кодрон» CR-714 «Циклон» - цельнодеревянный низкоплан фирмы Societe des Avions Caudron, так называемый «легкий истребитель», самый неудачный боевой самолет этого типа во французской армии во время войны. Вообще-то французы его производили для третьих стран, но к моменту немецкого вторжения не успели все произведенные самолеты «сбыть с рук», и их пришлось включить а состав ВВС, но летали на этих машинах только поляки, так как других самолетов для них не нашлось. Всего в войска было поставлено несколько десятков машин.
Однако «Кодрон» так плохо показал себя в боях, что через месяц пришлось снять его с вооружения – слишком высокими были потери, слишком много летчиков на нем погибали в воздушных баталиях. На каждый сбитый самолет противника приходилось по нескольку «Кодронов», в итоге при передвижении линии фронта самолеты бросались на аэродромах в исправном состоянии – их просто не было смысла эвакуировать и даже уничтожать.
Несколько самолетов CR-714 захватили итальянцы, и на их основе они разработали свои версии истребителей - SAI-107 «Гамма» и SAI-403 «Дардо», которые с новыми двигателями позволяли достигать скорости более 600 км/ч (против 480 км/ч у французского «Кодрона»). Однако за несколько лет было выпущено всего несколько самолетов этих модификаций, которые в боях никакого участия не приняли.
3). Bloch MB.151/152
«Блох» MB.151/152 от фирмы Bloch - цельнометаллический низкоплан, двухместный истребитель, один из немногих по-настоящему боеспособных французских самолетов этого типа, хотя в армию их было поставлено в исправном состоянии чуть более 100 машин. Французские пилоты за время боевых действий сбили на этом истребителе почти 150 немецких самолетов, в том числе и множество самых опасных своих противников – Bf-109. С максимальной скоростью более 520 км/ч и двумя 20-мм пушками он легко расправлялся с бомбардировщиками, но в бою с «мессерами» всё решала только квалификация пилота.
К концу боевых действий в строю осталось более двух третей поставленных истребителей Bloch MB.150, что говорит об их хорошей живучести. Почти все они были эвакуированы в Северную Африку, хотя часть машин все же досталась немцам.
4). Dewoitine D.520
«Девуатин» D.520 фирмы Dewoitine - цельнометаллический моноплан. Это был самый лучший самолет французских ВВС, и на его долю выпало больше всего побед по соотношению потерь - 7:1. Всего за полтора месяца боев пилотами «Девуатинов» было сбито 108 самолетов противника, однако столько же этих машин французы за это время и потеряли, правда, в основном на аэродромах под бомбежками. Истребитель по многим параметрам почти что не уступал Bf-109E, имел скорость почти 550 км/ч и 20-мм пушку, однако на фронт в мае 1940 года их попало всего 40 штук.
К середине июня авиационная промышленность Франции, выявив приоритеты, стала осуществлять буквально массированные поставки «Девуатинов» в войска, но тут война кончилась. Всего было изготовлено 440 истребителей, но большинство из них повоевать так и не успели. Правительство Виши по договору с немцами большинство машин законсервировало, однако 175 истребителей были отправлены на Ближний Восток, где вступили в бой с англичанами и французской армией «Свободной Франции» Де Голля, прикрывая немецкие коммуникации, ведущие из французской Сирии в британский Ирак.
5). Curtiss Hawk 75
Hawk 75 «Кертисс», цельнометаллический моноплан американский фирмы Curtiss. Эти истребители тоже внесли свой вклад в воздушные баталии, за полтора месяца французы сбили на них 230 самолетов противника, правда, в основном бомбардировщики. Французские власти закупили эти истребители еще в 1938 году, и на начало боевых действий в мае 1940-го их в ВВС Франции было 98 машин.
Против «мессершмиттов» Hawk 75 имел мало шансов из-за слабого вооружения, поэтому, невзирая на свои успехи, парк этих самолетов таял очень быстро, и после капитуляции немцам досталось в исправном состоянии всего пару десятков машин. Они использовали их как тренировочные, но несколько штук отправили в Финляндию, где они впоследствии вели довольно успешные бои с советскими истребителями.
6). Koolhoven FK-58
Также весной и летом 1940 года в составе французских ВВС числились и голландские истребители «Колхувен» FK-58 (низкоплан смешанной конструкции от фирмы Koolhoven), хоть и в небольшом количестве – голландцы до начала войны успели поставить французам всего 18 самолетов. Французы свели их в одну группу, осуществлявшую функции ПВО, посадили на них поляков, но в боевых действиях эти истребители не участвовали. После капитуляции Франции они попали в ВВС Виши, а в 1943-м были сданы на слом.
Кроме рассмотренных выше типов самолетов во время войны французами использовались и совсем устаревшие типы одномоторных истребителей, такие, как «Девуатин» D-501/510, «Блерио» SPAD-510, «Лоир» Lo-46, «Ньюпор Делаж» NiD-622 и некоторые другие. Однако эти самолеты в боях участия не принимали, выполняя исключительно тренировочные функции.
Также в воздушных боях мая-июня 1940 года принимали участие и двухмоторные французские истребители, но я расскажу о них в одной из следующих своих публикаций.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВОЕННОЙ АВИАЦИИ:
Россия открыла эпоху рекордных воздушных таранов в 1914-м, она же ее и закрыла в 1981-м
Одни из лучших истребителей Второй Мировой войны - итальянские Макки C.202 Folgore и C.205 Veltro