История развития креативной педагогики уходит корнями в прошлое. Зачатки креативной педагогики можно найти ещё у Сократа, который учил своих учеников рассуждать, т.е. создавать (create) новое решение, включать новое мышление (и тем самым воспитываться, учиться, само-обучаться) путем применения вопросов и логики в беседе... вместо слепого повторения догм. Тогда, в древних Афинах, его осудили за якобы “развращение юношества” – он вёл беседы на базаре, а потом это назовут "сократическим методом обучения”. Иными словами, в современных терминах, новый метод обучения.
Во все времена в школах были творческие учителя, но они не преподавали методов ускорения творческого процесса эксплицитно, потому что такого знания просто не было. Все учителя, так или иначе создававшие новые методы обучения – и Сократ, и наши замечательные отечественные педагоги как Макаренко, Шаталов, Амонашвили, Азаров, и др. – это аналог 1. Это учителя, которые были творцами в области педагогики, но не строили свою систему вокруг творчества, не имели средств анализа и умножения творчества.
С другой стороны, Генрих Саулович Альтшуллер и его ученики обучали детей эвристикам и методам творческого мышления, но только на предмете изобретательства, а не на школьных предметах. За рубежом, этим занялись Алекс Осборн (в бизнесе) и Сидней Парнс (Ассоциация Креативного Обучения) – там реально обучали приёмам и методам повышения творческого потенциала, то есть обучали творчеству – но не педагогов. Это можно назвать аналогом 2.
Наконец, в конце 80-х годов прошлого века в Советском Союзе уже проводились конференции по теме "Педагогика и креативность" (1988). И это можно рассматривать как прототип. Таким образом, концепции уже висели в воздухе. Оставалось их только грамотно применить и описать.
Это сделал к.ф.н. А.Г. Алейников, применив методы и приёмы креативного мышления к преподаванию грамматики английского языка и опубликовав статью “О креативной педагогике” (Алейников А.Г. О креативной педагогике // Вестник высшей школы. 1989. №12. С. 29-34.), где он дал ей строгое определение в виде формулы изобретения, назвав педагогикой креативной ориентации.
Литература:
1. Алейников А.Г. О креативной педагогике // Вестник высшей школы. 1989. № 12. С. 29–34.
2. Алейников А.Г. Креативная мета-педагогика // Alma Mater (Вестник высшей школы). 1992. № 1.С. 34–39.
3. Aleinikov A.G., Future Geniuses of the Earth. Montgomery, Alabama, 1996.
4. Попов В.В., Креативная педагогика. Методология, теория, практика. М., 2014. С. 322.
5. Белова (Арих) Е.А. Креативной педагогике — 25 лет! // Всё для образования. 2014. № 2. С. 3–6.
6. Aleinikov, A.G. Novology. Encyclopedia of Creativity, Invention, Innovation, and Entrepreneurship. New York, 2017.
7. Aleinikov, A.G. Genius. Encyclopedia of Creativity, Invention, Innovation, and Entrepreneurship. New York, 2017.
8. Креативная педагогика // Википедия.
9. Попов В.В. Креативная педагогика // Энциклопедический словарь «Техническое творчество: теория, методология, практика». М., 1995.
10. Белова (Арих) Е.А. Креативной педагогике — 30: Три измерения для измерения неизмеримого // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 1.С. 23–30.
Вы можете обратиться ко мне с любым запросом по работе с лидерством и креативной педагогикой.
+79663669690 (WhatsApp, Telegram)
С уважением, Бе́лова Елена Анатольевна.
Терапия Идеальным Лидерством.
Автор: Белова Елена Анатольевна
Коуч
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru