Моя статья посвящена первой встрече психолога и клиента.
Наша встреча с клиентом начинается уже до того, как мы реально или виртуально встретимся.
Начало контакта заложено уже в переписке или телефонном разговоре-когда клиент пишет (звонит) и записывается на прием, задает уточняющие вопросы.
Особо недоверчивые начинают в переписке интересоваться, достаточно ли психолог сведущ в его запросе и сколько встреч понадобится для результата. На этапе переговоров психолог интересуется причиной обращения и уточняет для себя компетенцию.
Перед первой встречей волнуется не только клиент (особенно, кто первый раз пришел к психологу), но и психолог. Это похоже на первое свидание. Много ожиданий с обеих сторон. Важно, как пройдет эта первая сессия. Одни клиенты торопятся рассказать о себе все сразу и побыстрее. Психологу важно не торопиться самому и останавливать клиента, если он вываливает все бессистемно и хаотично. Другие, наоборот, будто не знают, что рассказать и ждут от психолога вопросы, на которые отвечают односложно, как бы нехотя.
В свободной беседе, диалоге психолог замечает, насколько человек рефлексирует (рассуждает о себе и мире), как он выражает свои мысли, оценивает манеру разговора и речь (последовательна или сбивчива).
Психолог всю первую сессию проясняет запрос клиента и понимает, возьмет он его в работу и в его ли компетенции ему помочь. Нужно ли привлечь врача-психиатра или невролога.
Ряд вопросов, которые я считаю важными задать клиенту на первой встрече, после рассказа о себе и описания структуры сегодняшней сессии:
1. Почему Вы пришли именно сейчас и почему выбрали меня?
2. Ваши ожидания от терапии?
3. Есть ли сложности со сном, питанием, общим самочувствием?
4. Выясняю ценности клиента (love, work, play);
5. Как проходит Ваш обычный день?
6. Кого из Вашего окружения Вы считаете своей поддержкой?
7. Ваш любимый герой/антигерой
Ну и важным для себя считаю прислушиваться в своим чувствам и доверять себе.
Можно придумать первую метафору о клиенте, часто именно она будет самая верная.
Последние 10 минут оставляем на завершение сессии: вопросы и обратную связь от клиента, заключение контракта (частота встреч, пропуски, оплата и т.д.).
Надеюсь, моя статья была вам полезна.
Варфоломеева Екатерина
+7926371-16-07
lampiro80@yandex.ru
Автор: Варфоломеева Екатерина
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru