О книге пророка Иезекииля всегда с большой похвалой отзывались и учёные, и изучающие Библию. Её строки зачаровывают; её учение увлекает. Читая эти главы, мы близко знакомимся с самим Иезекиилем — человеком, пророком, священником, мужем. Наши сердца наполняются печалью, когда описывается греховность Божьего народа; мы радуемся, когда Бог объявляет о прощении и восстановлении. Мы переживаем вместе с Иезекиилем, когда на него тяжким грузом наваливается послание о Божьем гневе. Мы улыбаемся вместе с ним, когда Бог свидетельствует ему о Своих обещаниях славного воскрешения мёртвого народа.
Прилежный читатель послания Иезекииля навсегда изменится. В этой потрясающей книге ясно видна сила богодухновенного Слова. Ни один человек не смог бы создать такой литературный шедевр. Свидетельства богодухновенности переполняют эту книгу, начиная с её исторической точности и истинности пророчеств и кончая красотой её поэзии и прозы.
Среди этих замечательных свойств есть свидетельство, указывающее нам на связь между Иезекиилем и Иисусом. Иезекииль был ветхозаветным “сыном человеческим”. Это выражение, которое встречается в книге целых девяносто три раза, предоставляет удивительные данные для изучения Иисуса, который часто называл Себя “Сыном Человеческим” (только в Евангелии от Матфея тридцать один раз; двадцать шесть раз в Евангелии от Луки).
Иезекииль был величайшим слугой человечества. Подобно Иисусу, он всецело посвятил себя Божьей воле и замыслу, стараясь построить мост между Богом и человеком. Хотя Иисус взял это определение из известного отрывка Дан. 7:13, 14, связь с Иезекиилем несомненна.
АВТОР
Иезекииль: имя
Имя Иезекииль (Йехезкиэль) означает “Бог укрепляет” (24:21; 30:18; 33:28). В основе его лежит еврейское слово хазак, означающее “сила, могущество или власть”. Как и у всех пророков, имя у Иезекииля было “говорящим”. Слабый и сломленный вавилонским пленом, где ещё иудейский народ мог найти силы? Конечно, как прекрасно поясняло имя Иезекииля, его сила придёт от Бога (34:16), что так же верно и в отношении нового завета (Еф. 6:10). Если бы израильтяне, находясь в земле обетованной, полагались на силу Господа, они бы по-прежнему были там. Вместо этого их вожди поощряли и подталкивали людей грешить против завета, чем довели их до вавилонского плена и до неизбежного разрушения Иерусалима враждебными народами (см. 13:22; 33:28; 34:8). Эти народы одержали верх над Израилем, потому что Бог укрепил их (30:24). Чтобы вернуть свою прошлую славу, Израиль должен будет возвратиться к Богу и снова положиться на Его силу.
Иезекииль: человек
Иезекииль был священником (1:3). Как истинный священник Божий, он, естественно, был встревожен открытым и вопиющим неповиновением Божьему закону. Тот факт, что он был священником, усугублял его печаль, когда он видел мерзости, происходившие в Иерусалиме (гл. 8).
Когда Бог призвал Иезекииля стать пророком, тому было тридцать лет, и он находился в плену в Вавилоне. В 598(7) г. до н.э. в возрасте двадцати пяти лет он вместе с десятью тысячами пленников был переселён из Иерусалима (4 Цар. 24:14).
Он был современником Даниила, который был уведён в плен в первую депортацию в 606(5) г. до н.э., и Иеремии, который остался в Иудее с самыми бедными из народа. Он испытал на себе влияние проповеди Иеремии, и он знал о Данииле (14:14, 20).
Иезекииль был Божьими устами в течение двадцати двух лет, пока ему не исполнилось пятьдесят два (1:1-3; 40:1; 29:17). Он был одним из самых представительных Божьих пророков и стоял в одном ряду с самыми известными Божьими глашатаями Ветхого Завета.
Он был женат (24:15-18). Этот пророк был убеждён, что на нём была рука Божья. Он был серьёзным и вдумчивым — размышляющим; он всё делал со смыслом. Осуждая грех, он был резок и прям — как в словах, так и в поступках. Высоконравственный человек, ревнитель праведности, он с дерзновением возвещал Божье слово. Он был бескомпромиссным (и непопулярным), но вместе с тем чутким к страданиям своего народа в плену.
ВЕСТЬ И ДАТЫ
Весть, передаваемая Иезекиилем, была вестью о конце. Он объяснял причину пленения Иудеи (1–24). В то же время его весть была посланием надежды. Он предсказывал, что Иудея будет восстановлена (25–48).
Пророчества Иезекииля имели место в период между 593(2) и 571(0) гг. до н.э. (1:2; 29:17). В книге имеется тринадцать дат, семь из которых относятся к пророчествам против народов (25–32). Остальные даты стоят в хронологическом порядке. Джон Тейлор предлагает следующие точные даты пророчеств по Юлианскому календарю:
1:2 — 31 июля 593 г. до н.э.
8:1 — 17 сентября 592 г. до н.э.
20:1 — 9 августа 591 г. до н.э.
24:1 — 15 января 588 г. до н.э.
26:1 — 12 февраля 586 г. до н.э.
29:1 — 7 января 587 г. до н.э.
29:17 — 26 апреля 571 г. до н.э.
30:20 — 29 апреля 587 г. до н.э.
31:1 — 21 июня 587 г. до н.э.
32:1 — 3 марта 585 г. до н.э.
32:17 — 17 марта 585 г. до н.э.
33:21 — 19 января 586 г. до н.э.
40:1 — 28 апреля 573 г. до н.э.
Иезекииль использовал несколько способов для передачи Божьей вести: символические (апокалиптические) видения, образы (наглядные пособия), аллегории, притчи, символические действия, загадки/пословицы и пророчества. Эти способы мы обсудим, когда подойдём к примерам в библейском тексте. Эти категории будут частично накладываться друг на друга.
НАЗНАЧЕНИЕ И ТЕМЫ
Изучающие Слово Божье часто рассматривают книги Библии, определяя темы по ключевым словам и/или фразам. Качественное толкование отдаёт должное постоянной сосредоточенности богодухновенного автора на ключевых идеях. Иезекииль типичен в этом отношении. Эта книга, насчитывающая сорок восемь глав, наполнена повторяющимися словами и фразами:
• “Кровь” (дам — встречается 55 раз)
• “Наводить”, “навёл” (бо — 56 раз)
• “Меч” (хереб — 83 раза)
• “Идолы” (гиллул — 39 раз)
• “Мерзости” (то-эбах — 43 раза)
• “Середина”, “посреди” (тавек — 118 раз)
• “Убитые” (халал — 32 раза)
• “Праведный/-ность” (цедек — 29 раз)
• “Пророчество”/“пророк” (наба — 54 раза)
• “Было ко мне слово Господне” (46 раз); “слово Господне” (60 раз)
• “и узнаете/-ют, что Я Господь” (63 раза)
• “Живу” (61 раз); вариации “«Живу Я!» — говорит Господь Бог” (16 раз)
• “Сын человеческий” (93 раза).
Зная об употреблении этих слов и фраз, мы можем лучше уяснить себе назначение и темы книги.
Назначение
Задача Иезекииля состояла в том, чтобы донести (через пророчества) изгнанникам слово Господне, объясняя им, что причиной их порабощения была их собственная греховность. Они совершили мерзости своим непрерывным поклонением идолам. Поэтому Бог навёл на них меч, который прольёт их кровь, — наказание за их греховность. Бог сказал, что эти события происходят для того, чтобы они “узнали, что Я Господь”.
Иезекииль должен был развеять ложные надежды людей на скорое возвращение (см. Иер. 28:1-17). Однако у него была и весть, содержавшая надежду на их возвращение и восстановление. Если они возвратятся к Господу в праведности, Он вернёт их домой.
Темы
Главная тема книги состоит в том, что “тот, кто согрешает, умрёт”, а “если обратишься [покаешься], будешь жить” (18:20-23; 33:7-16). Иезекииль заговорил об индивидуальной (личной) ответственности — это тема, отсутствующая у других пророков. Израильтяне, когда находились в плену, решили, что причиной их плена был не их собственный грех, а грехи их отцов. Иезекииль напоминал им об их собственном неповиновении Божьему закону.
В вести Иезекииля подчёркивается обещание Божьей верности в осуществлении Его предвечного замысла: этот грешный народ умрёт, но раскаявшийся остаток спасётся.
Основными являются пять тем:
(1) Святость Бога. Среди порочного народа проявлялось неизменное Божье качество — праведность.
(2) Греховность Израиля. Слово “грех” встречается в книге двадцать раз. Три главы описывают греховность Израиля. В главе 1 подробно говорится о движении Израиля по пути зла, в главе 8 названы четыре мерзости Израиля, а в главе 23 рассказывается о грешных сёстрах Оголе и Оголиве.
(3) Бог не позволит греховности продолжиться: Он накажет грех. Иезекииль часто, описывая грех Израиля, говорит, что он накапливался, пока наконец “чаша” не наполнилась. Теперь он узнает силу Божьего гнева, которую Он “совершит” (см. 5:13 [дважды]; 6:12; 7:8; 13:15) или “изольёт” (см. 7:8; 9:8; 14:19; 20:8, 13, 21; 30:15; 39:29).
(4) Личная ответственность. Хотя эта тема часто повторяется в тексте, пророк уделяет ей особое внимание в главе 18: “Тот, кто грешит, умрёт”.
(5) Бог восстановит. Прекрасно показан великодушный характер Бога. Божья праведность требовала наказания, но Его сострадание сделало возможным прощение и восстановление. Эта истина особенно убедительно продемонстрирована в видении долины сухих костей (гл. 37).
Ещё одна ключевая мысль состоит в том, что Дух Божий, или “слава”, уходит и возвращается. Он покинул храм в главах 8-11 и возвратился в главе 43. Он ушёл, когда был суд, а затем вернулся после восстановления.
ТЕКСТ
Пожалуй, ни одна другая книга не подвергалась такой критике, как книга пророка Иезекииля. За последние пятьдесят лет многие авторы выступили с широким диапазоном критики относительно ее единства, подлинности и точности, так же как и доверия к самому пророку. Однако эти критики сами подверглись многочисленной критике со стороны других авторов, находивших значительные ошибки в их оценке книги Иезекииля. Эти критики исчезли, а книга пророка Иезекииля по-прежнему существует. Не появилось ни одной критической теории, которая бы подрывала традиционное мнение, что книга Иезекииля была написана еврейским пророком около 570 г. до н.э., жившим с иудейскими пленниками в Вавилонии.
По общему мнению, написанный на древнееврейском языке текст книги Иезекииля сложен. Книга полна слов, значение которых до сих пор точно не известно современным специалистам в древнееврейском языке. Это объясняет, почему в некоторых переводах в примечаниях содержатся альтернативные варианты текста. Вообще говоря, трудность заключается не в сомнении, какое еврейское слово было употреблено в оригинале. Свитки Мёртвого моря, например, предоставили важные данные о древнееврейском тексте книги Иезекииля. Одна только пещера №4 явила фрагменты трёх манускриптов книги Иезекииля, подтверждая точность масоретского текста (стандартного текста древнееврейского Ветхого Завета, сокращённо “МТ”). Трудно определить значение этих редко встречающихся слов. В результате современные переводчики в большой степени полагаются на Септуагинту (греческий перевод с древнееврейского, около 150 г. до н.э., сокращённо “LXX”).
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 612 г. до н.э. в результате удивительно быстрого развития событий вавилоняне разделались с могущественными ассирийцами. Эта смена власти сильно повлияла на Иудею, и Иезекииль, должно быть, стал свидетелем многих происходивших перемен. Он пережил правление пяти царей, наиболее выдающимся среди которых был Иосия:
Иосия (640-609 г. до н.э.)
Иоахаз (называемый также Саллум — 609 г. до н.э.)
Иоаким (609—598[7] г. до н.э.)
Иехония (598[7] г. до н.э.)
Седекия (598[7]—587[6] г. до н.э.)
Как свидетельствуют 4 Царств и книга пророка Иеремии, эти цари в то неспокойное время старались обеспечить Иудее хоть какую-то стабильность. К сожалению, большинство из них пыталось обрести эту стабильность с помощью союзов с иностранными державами (с Египтом, который был самым привлекательным — и в равной степени ненадёжным). Однако заключение союзов с иностранными державами оказалось пагубным по нескольким причинам:
1. Это было прямым непослушанием Божьей воле.
2. Это ослабило экономику, так как люди платили дань другим странам.
3. Это привнесло языческие верования и обряды этих народов.
4. Это подтолкнуло к мятежу против правящей державы и “бегству” к другой державе за покровительством. Это породило недоверие к Иудее и в результате привело к её уничтожению Навуходоносором и его халдейскими войсками.
История свидетельствует, что Навуходоносор пытался сотрудничать с царями Иудеи. Он позволил им быть вождями их покорённого государства, но их постоянное противодействие вавилонянам стало причиной трёх переселений:
1. 606(5) г. до н.э. В вавилонский плен были уведены самые зажиточные и влиятельные иудеи. В первой группе был Даниил.
2. 598(7) г. до н.э. Восемнадцатилетний царь Иехония сдался и был сослан вместе с другой группой влиятельных людей Иудеи (4 Цар. 24:12-14).
3. 587(6) г. до н.э. Царь Седекия заключил союз с египетским фараоном. Этот поступок побудил Навуходоносора послать свои войска, чтобы разрушить оставшиеся укреплённые города Иудеи — Иерусалим, Лахис и Азек. Вавилонские войска подошли к Иерусалиму в январе 589(8) г. до н.э. (Иез. 24:1, 2). Осада длилась восемнадцать месяцев, и в июле 587(6) г. до н.э. вавилоняне в конце концов проломили стены Иерусалима и за следующие несколько недель разрушили город (см. 33:21). Большая часть оставшихся жителей Иудеи была уведена в Вавилон. Однако пророку Иеремии, назначенному правителем Годолии и горстке людей из самых бедных слоёв было разрешено остаться в Иудее.
Во время этих событий Бог призвал на служение одновременно трёх пророков. В то время как Даниил работал во дворце вавилонских царей, Иезекииль пребывал с иудейскими пленниками в Вавилонии. Иеремия пророчествовал людям, которые остались в разрушенном Иерусалиме и в окрестных районах.
БИБЛЕЙСКИЙ И АПОКАЛИПТИЧЕСКИЙ СИМВОЛИЗМ
Книга Иезекииля относится к категории “апокалиптической” литературы. Слово “апокалиптический” происходит от греческого слова апокалипсис, что значит “откровение” (см. 1 Кор. 14:6). Среди других библейских книг, в которых используется пророческий язык, можно назвать книги пророков Исаии, Иеремии, Даниила, Иоиля, Амоса, Захарии, а также книгу Откровение. В описании своего видения Иоанн часто использует ветхозаветные апокалиптические символы.
Апокалиптические книги отличаются от других тем, что мысль автора в них передаётся через образы, символы и фигуры речи. Их также отличает особая художественная композиция и отточенность стиля, и они характеризуются “двойным видением”.
Книги подобного рода подчёркивают божественное вмешательство свыше в дела человеческие и государственные. Написанные во времена испытаний, эти книги утешения заверяли Божий народ в том, что Его верные последователи будут спасены, а на их врагов обрушится наказание. Двойное видение усматривается в том, что их боговдохновенным авторам была дана возможность заглянуть за пределы их времени, в грядущий день Господа, когда за каждое зло будет воздано соответственно. В их необыкновенных образах заключено обещание, что праведность, слава, радость и мир вернутся к тем, кто верен Богу.
Трактуя апокалиптические символы, мы не должны увлечься самими символами, но должны разглядеть за ними великие истины, которые они воплощают. Откровения следует сравнивать друг с другом. Значение этого метода исследования невозможно переоценить, потому что символы почти всегда имеют одинаковое значение. Истолкование будет правомочным, если оно основано на символах, разъяснённых или истолкованных в других местах Библии.
Вот три основных правила толкования символического языка:
1. Названия символов нужно понимать буквально.
2. Когда символы толкуются богодухновенными авторами, приведенное толкование необходимо принять (см., например, Дан. 2:31, 36; Отк. 1:12, 13, 20).
3. Необходимо, чтобы между символом и тем, что он обозначает, было сходство. Когда Иезекииль увидел воскрешение сухих костей, это означало возвращение Израиля из плена (Иез. 37). Даниил увидел козла, который символизировал греческого завоевателя Александра Македонского (Дан. 8:5, 21). Захария увидел две маслины, которые представляли помазанников Божиих Иисуса Навина и Зоровавеля (Зах. 4:2-4; см. ст. 11-14).
Главный вопрос, на который нужно ответить, состоит в том, какие схожие моменты можно усмотреть между символом (знаком) и тем, что он призван представлять? В некоторых символах сходства многочисленны и детальны, тогда как в других они скудны и случайны (см. Иез. 1–3; Ис. 6:1-8).
Следует уделять пристальное внимание позиции автора в отношении истории, рамкам и контексту книги, а также значению сходных символов в других местах Писания. Символы применяются последовательно и единообразно, без переходов от символичного к буквальному вне указания в исходном тексте. Незнание этого правила ведёт к путанице. Без соблюдения этого правила не может быть уверенности в истолковании; выведенные таким образом значения будут бесчисленными и противоречивыми!
Каждый символ необходимо рассматривать в его более широких и общих аспектах, как он естественно представился бы взгляду тех, кто знаком с Божьими путями. Образ нельзя связывать с незначительными событиями или специфическими значениями, известными лишь немногим.
Смысл символа необходимо определять, основываясь на точном знании его свойств. Насколько важен каждый отдельный символ, можно увидеть в его названии. Как правило, у символа есть только одно значение. (Одно исключение составляет Отк. 17:9, 10, где даны два значения).
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД