Известие о нападении фашистской Германии на Советский Союз застало семиклассника Дзамболата Короева в бричке. Мальчик не очень удивился: вместе с другими ребятами он уже несколько дней возил на подводе продукты из своего маленького городка в Орджоникидзе. Там на сборных пунктах мобилизованные ожидали отправки на фронт. Повестку получил и отец Дзамболата. Лазарь Короев воевал недолго: в кровопролитных боях под Харьковом попал в плен к врагу и всю войну надрывался в каменоломнях. Семья дождалась: после освобождения он вернулся домой - истощенный, больной, но живой.
Летом 41-го Дзамболат всего этого еще не знал. А осенью на его Родину, в город Алагир, пришли фашисты. Враг рвался к полезным ископаемым Кавказа, понимая: завладев нефтью, они существенно подорвут обороноспособность страны.
Немцы не щадили никого, - вспоминает ветеран. - Но румыны и венгры были еще хуже - настоящие звери.
Дзамболат жил с бабушкой, мамой, двумя сестрами и братом. Оккупанты выгнали их из дома, и семья была вынуждена поселиться в подвале соседей. Все припасы, приготовленные Короевыми на зиму, выгребли подчистую. Румыны утащили даже всю одежду до последней тряпки. Семья голодала, но самое страшное было не это: начались расправы. Фашисты даже не тратили пуль, используя «душегубку»: автомобиль с герметичным кузовом без выхлопной трубы. Советских людей просто запирали на несколько минут в работающей машине смерти, а потом доставали трупы.
Так они убили Чабахан - мою учительницу русского языка - такая красивая была девушка! - горько вздыхает Дзамболат Лазаревич. - И ее раненого брата тоже. После того как немцев выгнали, откопали 14 человек, отравленных в «душегубке» угарным газом. До сих пор иногда снятся…
В оккупации Дзамболат жил несколько месяцев - гитлеровскому плану «Эдельвейс» не суждено было осуществиться, Красная армия дралась за Кавказ насмерть. А за четыре дня до освобождения Алагира фашисты жестоко казнили тетю Дзамболата - Ксению Хацаеву. Девушку называли осетинской Зоей Космодемьянской. Рискуя жизнью, она служила связной между партизанами и городским подпольем. Ксению схватили гестаповцы, несколько дней зверски пытали, но она не выдала своих товарищей.
Не дожила до прихода наших совсем немного, - вспоминает ветеран. - А мы дождались. Мы, мальчишки, долго еще потом искали и собирали мины, оставленные немцами. Конечно, не обходилось и без несчастных случаев.
После войны Дзамболат Короев закончил школу и поехал по комсомольскому призыву работать в Астрахань. Оттуда в 1950 году отправился в Татарстан, осваивать нефтяные месторождения. В Самарскую область нефтяник прибыл в 1963 году в качестве управляющего трестом, да так и остался здесь трудиться и жить. Даже выйдя на пенсию, не спешил на заслуженный отдых: еще три года работал по поручению министерства нефтяной промышленности в Индии. В этом году ветеран отмечает 95-летний юбилей, но события, свидетелем которых он стал в Великую Отечественную, не стираются из памяти. Зато есть и хорошие воспоминания - о трудовых подвигах соотечественников, которые пришли на смену военным.
Нефтяники все доводили до победного конца, - говорит ветеран. - Это люди, которые всегда любили нефть и государство. Так было раньше, так продолжается и сейчас.