В майский воздух подмешивается чуть расслабленный, но свободолюбивый дух ещё не пришедшего лета. Мысли не только уносятся прочь от повседневных обязанностей в места планируемого отпуска, но и ищут какой-то по-детски острой радости, и, возможно, возвышенной грусти.
Действия подростковой повести Тамары Крюковой «Костя + Ника», известной благодаря экранизации 2006 г. «КостяНика. Время лета», разворачиваются в дачном поселке – месте, наименее располагающем старшеклассников к романтике и приключениям. Шестнадцатилетний Костя, как и многие его ровесники, под надзором матери проводит время за прополкой клубники, а после этого бежит на реку с приятелями или читает фантастику на чердаке. Беззаботное существование паренька нарушает странная встреча. Незнакомка, похожая не то на лесную нимфу, не то на плод воображения, заманивает его вглубь перелеска, говорит загадками и представляется Никой: «Ника - это Черника.<..> Ну, если у меня настроение земляничное, я сразу стану Земля-Никой. А могу и Брус-Никой».
Спустя несколько дней Костя встречает девушку во дворе фешенебельного особняка. Вот только она не узнает его, а на невинное предложение о прогулке реагирует бурными обвинениями в подлости.
Выясняется, что Никандра, дочь известного художника, не имеет ничего общего с видением из леса, кроме схожего имени и внешности. Да и была ли она, загадочная чаровница, дающая Косте неожиданные подсказки, каждый раз скрываясь в гуще деревьев? Ответа в книге нет; кто-то считает её колдовской сущностью, кто-то даже призраком матери героини. К слову, эта мистическая линия очень тонкая, ненавязчивая.
Настоящая Ника, спрятанная за стенами кирпичного коттеджа, частично парализована и не способна ходить самостоятельно. А ещё она невероятно одинока. С попыток Кости извиниться перед девушкой начинается непростое сближение двух подростков, полное ошибок и недопониманий, но меняющее их обоих.
Только теперь я заметила, что фабула произведения во многом повторяет «Нетерпение сердца» Стефана Цвейга, хотя личность главного героя и концовка у Крюковой отличаются в позитивную сторону.
Ника Иванова, как и Эдит у Цвейга, сосредоточенная на собственном горе, кажется окружающим высокомерной и ершистой. Это такая выработанная стратегия защиты, как бывает у психологически уязвимых личностей. Термин «эмоциональные качели» подходит её состоянию, балансирующему между надеждой и нежеланием жить. Однако если в «Нетерпении сердца» отец чрезмерно опекает героиню, то Нику, предоставив ей все материальные блага, пытаются убрать с глаз долой. Однако заинтересованность Кости в подруге куда искреннее, чем отношение Антона к Эдит.
«Костя + Ника» Вышли из под пера Тамары Шамильевны в 1996 г. У меня обилие романов для девочек-подростков ассоциируется с началом-серединой нулевых, когда полки нашей детской библиотеки были наводнены литературой с заглавиями вроде «Любовный треугольник в 6 «б». Некоторые произведения по художественным качествам были аналогичны женским романам в мягких обложках, но попадались в этом обилии и жемчужины, как эта повесть. Мне нравилась серия «Любимые книги девочек» от издательства «Аст», а также «Маленькие женщины» от издательства «Энас-книга». Последняя, правда, больше специализировалась на мировой классике.
Тамара Крюкова была известна мне и в очень детские времена по сборнику юмористических рассказов о школьной жизни про Женьку Москвичева. Повесть «Костя + Ника» написана простым и красивым языком. Подкупает и название, отсылающее к надписям на задней парте или на полях тетрадей.
Персонажи типичны для литературы и фильмов о юношестве: хороший парень с соседней улицы, рано созревшая стервозная красавица в роли соперницы, равнодушный родитель, молодая мачеха, домашний тиран, представленный здесь в качестве сиделки Ники.
Несмотря на это, и даже сходство с «Нетерпением сердца» история не выглядит замыленной, потому что в ней нет фальшивых нот. Повесть сентиментальна без приторности, не прибегает автор и к нравоучениям. Книга беседует с юным читателем на равных о том, что знакомо каждому в пятнадцать лет, в пору, когда вопрос социальной адаптации встает наиболее остро. Боязнь быть отвергнутым, показаться странным и в чем-то неполноценным рядом с более успешными одноклассниками – вот что вспоминается об этом возрасте. Кто-то сталкивается с травлей, кто-то не налаживает общего языка со сверстниками. Случается и наоборот: не находя поддержки в семье, ребенок ищет понимания в компаниях.
Для Ники в силу физических возможностей отсутствует общение вне дома, в родных стенах для неё также нет надежного тыла. История её страшного одиночество, напоминающее заключение, задевает за живое.
Костя, до знакомства с Никой занятый обычным ребяческим бездельем, серьёзно взрослеет. Юноша совершает всё больше волевых поступков, например, даёт отпор приятелю, назвавшему Нику калекой и даже спорит с её отцом, задумывается о профессии врача. Начитавшись статей Дикуля, он ставит перед собой невозможную задачу – поставит девушку на ноги при помощи упражнений. Без медицинского образования сложно судить, насколько наивен счастливый исход такого сюжета. Ника и сама жалуется, что только в сериалах «безногие обязательно начинают ходить, а слепые прозревают».
Но повесть и не претендует на безоговорочный реализм. Она о другом – о любви и доверии, о том, что человека могут спасти не только деньги или чудо, но и простое внимание со стороны родных. Ведь и Костя, и Ника оба преобразились от того, что оказались нужны друг другу.
«Хорошо, когда рядом есть друзья, с которыми не надо придумывать, что сказать и как себя вести».
Отдельно стоит отметить экранизацию 2006 г., получившую несколько кинонаград. Актеры убедительно исполнилисвои роли; мне также нравится операторская работа и подбор музыки: от инструментального саундтрека, до альтернативного рока. Несмотря на драматичный сюжет, фильм сохранил налет сказочности и атмосферу лета. Оно тут именно такое, каким вы можете помнить лето первой влюбленности - полное сочных красок, звуков и запахов, таинственное и волнующее.