Билл Шмидт вернулся с войны во Вьетнаме и теперь живёт вместе с ребёнком, своей девушкой Мартой и её отцом Гарри по соседству. В один день на пороге их дома возникают двое незнакомцев. Они представляются однополчанами Билла. Пока Гарри, сам воевавший во Второй мировой войне, радушно принимает гостей, Марта замечает что что-то не так. Билл явно не рад этой встрече.
Предпоследняя работа Элиа Казана, снятая им за копейки на собственной ферме. Этот фильм в широкий прокат не вышел и сейчас его уже задним числом сравнивают с «Забавными играми» Ханеке, «Военными потерями» Де Пальмы и «В порту» самого Казана. Сравнение с Ханеке вообще неуместное. С фильмом Брайана Де Пальмы его роднит источник вдохновения – статья, выпущенная в 1969 году, из которой выросла книга «Военные потери». Сценарий написал сын Элиа, Крис, только он отталкивался не от освещения самой трагедии, а размышлял о последствиях.
В ретроспективном плане «Гости» - это сиквел «Военных потерь». Что само по себе – достаточный повод посмотреть это кино. Поскольку последняя сцена в фильме «Военные потери» всё-таки порождала некое благостное впечатление, словно позволяя зрителю успокоиться и не вспоминать о трагедии. А «Гости» вполне могут восприниматься как «фильм о том, как персонаж Шона Пенна решил отомстить герою Майкла Дж. Фокса, как и обещал» - по выражению одного из критиков.
Так же один из обозревателей окрестил этот фильм «сыном «В порту» - поскольку в обоих фильмах главным героем выступал стукач. Ведь для некоторых Элиа Казан остался в памяти не как талантливый постановщик с Бродвея, создавший несколько фильмов, заслуживающих звания абсолютной классики, а как предатель в своей профессии. Ибо его неоднозначный поступок в 1952 году многие кинематографисты осуждали даже полвека спустя, когда Казану присуждали почётный Оскар. Но всё-таки кажется как-то глупо рассматривать данное кино с подобной позиции. Даже если «В порту» создавался как оправдание, двадцать лет спустя Казану уже вряд ли требовалось кому-то что-то доказывать. Пусть даже осадочек остался.
«Гостей» интереснее смотреть как первый в своём роде фильм, где о Вьетнамской войне говорили серьёзно – всякие развлекательные «Ангелы Вьетнама» не в счёт. И хотя самой войны в кадре нет, она словно настигает главного героя, который как будто скрылся подальше от джунглей Вьетнама в заснеженной Новой Англии. Очень важным становится и такой момент, что сослуживцы Билла объявляются без каких-либо конкретных намерений по возмездию. Трагическая развязка фильма, оставляющая зрителя в конкретном чувстве опустошения, становится следствием взрыва того колоссального напряжения, что появляется между персонажами и постепенно нарастает с того момента, как Билл впервые встретится лицом к лицу со своими сослуживцами. Ведь ни что так не стремится к повторению, как незажившая психологическая травма.
В некотором роде «Гости» даже предвосхищают знаменитый «Апокалипсис сегодня», поскольку мы видим двух людей, разочаровавшихся в собственных убеждениях относительно исполнения своего патриотического долга. Билл становится тем, кто пытается жить дальше, стремясь поступками в настоящем дне искупить грехи прошлого. Для сержанта Никерсона война не закончилась. Познав ужасы войны, он, подобно полковнику Курцу, погрузился в них с головой, словно преодолев тот барьер тьмы человеческой души, из-за которого возврата нет.
Элиа Казан для киноведов так же известен как «первооткрыватель» многих талантливых актёров – и в «Гостях» особо примечателен как раз не Джеймс Вудс, а именно Стив Рэйлсбэк, с внешностью вчерашнего угрюмого подростка, сыгравший как абсолютно натянутый нерв. Четыре года спустя Рэйлсбэк уже будет играть Чарльза Мэнсона, а позднее, увы, будет востребована только его становящаяся с годами более фактурной злодейская внешность. Что, по своему, несколько обидно, потому что увидев его в фильме «Гости» и не подумаешь, что актёра ждал столь унылый закат карьеры.
В общем, однозначно можно рекомендовать к просмотру этот незаслуженно забытый фильм – мастерская режиссура Казана, гораздо более интересная чем в его предыдущих фильмах, сильные актёрские работы, и сценарий со многими неоднозначными моментами делают этот малобюджетный камерный фильм достойным просмотра. Кстати говоря, во время просмотра так или иначе может возникнуть ассоциация с вышедшей годом ранее прославленной лентой Сэма Пекинпы «Соломенные псы», где тоже поднималась тема «насилия, рвущегося в дом».
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.