Найти тему
Фильманьяк

Гости (1972) - рефлексия о неоднозначных поступках во время позорной войны

Билл никогда не рассказывал Марте ни о сослуживцах, ни о том, что было во Вьетнаме
Билл никогда не рассказывал Марте ни о сослуживцах, ни о том, что было во Вьетнаме
Билл Шмидт вернулся с войны во Вьетнаме и теперь живёт вместе с ребёнком, своей девушкой Мартой и её отцом Гарри по соседству. В один день на пороге их дома возникают двое незнакомцев. Они представляются однополчанами Билла. Пока Гарри, сам воевавший во Второй мировой войне, радушно принимает гостей, Марта замечает что что-то не так. Билл явно не рад этой встрече.
Билл оказывается заложником ситуации, поскольку не он хозяин дома
Билл оказывается заложником ситуации, поскольку не он хозяин дома

Предпоследняя работа Элиа Казана, снятая им за копейки на собственной ферме. Этот фильм в широкий прокат не вышел и сейчас его уже задним числом сравнивают с «Забавными играми» Ханеке, «Военными потерями» Де Пальмы и «В порту» самого Казана. Сравнение с Ханеке вообще неуместное. С фильмом Брайана Де Пальмы его роднит источник вдохновения – статья, выпущенная в 1969 году, из которой выросла книга «Военные потери». Сценарий написал сын Элиа, Крис, только он отталкивался не от освещения самой трагедии, а размышлял о последствиях.

Бюджет фильма - всего 160 000 долларов (по другим данным ещё меньше - 135 000)
Бюджет фильма - всего 160 000 долларов (по другим данным ещё меньше - 135 000)

В ретроспективном плане «Гости» - это сиквел «Военных потерь». Что само по себе – достаточный повод посмотреть это кино. Поскольку последняя сцена в фильме «Военные потери» всё-таки порождала некое благостное впечатление, словно позволяя зрителю успокоиться и не вспоминать о трагедии. А «Гости» вполне могут восприниматься как «фильм о том, как персонаж Шона Пенна решил отомстить герою Майкла Дж. Фокса, как и обещал» - по выражению одного из критиков.

Основной конфликт у Билла приключился с сержантом, но с ним ему не выпадает возможность поговорить с глазу на глаз.
Основной конфликт у Билла приключился с сержантом, но с ним ему не выпадает возможность поговорить с глазу на глаз.

Так же один из обозревателей окрестил этот фильм «сыном «В порту» - поскольку в обоих фильмах главным героем выступал стукач. Ведь для некоторых Элиа Казан остался в памяти не как талантливый постановщик с Бродвея, создавший несколько фильмов, заслуживающих звания абсолютной классики, а как предатель в своей профессии. Ибо его неоднозначный поступок в 1952 году многие кинематографисты осуждали даже полвека спустя, когда Казану присуждали почётный Оскар. Но всё-таки кажется как-то глупо рассматривать данное кино с подобной позиции. Даже если «В порту» создавался как оправдание, двадцать лет спустя Казану уже вряд ли требовалось кому-то что-то доказывать. Пусть даже осадочек остался.

Гости быстро завоёвывают расположение Гарри - кровожадного милитариста
Гости быстро завоёвывают расположение Гарри - кровожадного милитариста

«Гостей» интереснее смотреть как первый в своём роде фильм, где о Вьетнамской войне говорили серьёзно – всякие развлекательные «Ангелы Вьетнама» не в счёт. И хотя самой войны в кадре нет, она словно настигает главного героя, который как будто скрылся подальше от джунглей Вьетнама в заснеженной Новой Англии. Очень важным становится и такой момент, что сослуживцы Билла объявляются без каких-либо конкретных намерений по возмездию. Трагическая развязка фильма, оставляющая зрителя в конкретном чувстве опустошения, становится следствием взрыва того колоссального напряжения, что появляется между персонажами и постепенно нарастает с того момента, как Билл впервые встретится лицом к лицу со своими сослуживцами. Ведь ни что так не стремится к повторению, как незажившая психологическая травма.

Сам Билл до сих пор не уверен в верности принятого решения.
Сам Билл до сих пор не уверен в верности принятого решения.

В некотором роде «Гости» даже предвосхищают знаменитый «Апокалипсис сегодня», поскольку мы видим двух людей, разочаровавшихся в собственных убеждениях относительно исполнения своего патриотического долга. Билл становится тем, кто пытается жить дальше, стремясь поступками в настоящем дне искупить грехи прошлого. Для сержанта Никерсона война не закончилась. Познав ужасы войны, он, подобно полковнику Курцу, погрузился в них с головой, словно преодолев тот барьер тьмы человеческой души, из-за которого возврата нет.

Гарри не уважает Билла за неоднозначность взглядов. Для него, как убеждённого патриота, мир делится на чёрное и белое.
Гарри не уважает Билла за неоднозначность взглядов. Для него, как убеждённого патриота, мир делится на чёрное и белое.

Элиа Казан для киноведов так же известен как «первооткрыватель» многих талантливых актёров – и в «Гостях» особо примечателен как раз не Джеймс Вудс, а именно Стив Рэйлсбэк, с внешностью вчерашнего угрюмого подростка, сыгравший как абсолютно натянутый нерв. Четыре года спустя Рэйлсбэк уже будет играть Чарльза Мэнсона, а позднее, увы, будет востребована только его становящаяся с годами более фактурной злодейская внешность. Что, по своему, несколько обидно, потому что увидев его в фильме «Гости» и не подумаешь, что актёра ждал столь унылый закат карьеры.

8 лет спустя Рэйлсбэк исполнит роль ещё одного ветерана Вьетнама в фильме "Трюкач".
8 лет спустя Рэйлсбэк исполнит роль ещё одного ветерана Вьетнама в фильме "Трюкач".

В общем, однозначно можно рекомендовать к просмотру этот незаслуженно забытый фильм – мастерская режиссура Казана, гораздо более интересная чем в его предыдущих фильмах, сильные актёрские работы, и сценарий со многими неоднозначными моментами делают этот малобюджетный камерный фильм достойным просмотра. Кстати говоря, во время просмотра так или иначе может возникнуть ассоциация с вышедшей годом ранее прославленной лентой Сэма Пекинпы «Соломенные псы», где тоже поднималась тема «насилия, рвущегося в дом».

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.