«…тибетцы, люди, пожиравшие прежде своих умерших родителей, так как по чувству сыновней любви они не признают для них другой могилы, кроме своих внутренностей». Гийом де Рубрук.
770 лет назад 7 мая 1253 года из Константинополя отплыл корабль, уносивший на борту одного из самых известных путешественников средневековья францисканского монаха Гийома де Рубрука.
Возможно, его имя менее знакомо читателям, чем имена Марко Поло или Ибн Баттуты. А то и Плано Карпини. Однако оставленное Рубруком описание его путешествия ко двору великого хана монголов историками весьма ценится. Францисканец определенно имел наметанный глаз и писал строго по делу, не уходя вглубь и ширь, как, например, марко Поло. Причиной тому – его миссия.
Тут нам придется обратиться к личности французского короля Людовика IX Святого и к событиям Седьмого крестового похода 1248-1254 годов. Первой остановкой на пути крестоносцев стал Кипр. На Кипре к Людовику явились люди, назвавшиеся послами монгольского наместника. Они напели королю, что и наместник, и сам великий хан Гуюк перешли в христианство.
Аллилуйя, братья, возрадуемся! В преддверии войны с сарацинами заиметь у них в тылу христианского союзника – это ли не дар Небес? А тут еще дошли слухи о христианстве сына Бату-хана Сартака. И вот для налаживания полезных связей Людовик и отправил Гийома Рубрука с несколькими спутниками.
Официально Рубрук не имел статуса посла. Он ехал как миссионер. Ему предстояло проверить достоверность слухов о христианизации монголов. Ну а переговоры и так далее – это уж как получится.
Что тут скажешь? Людовику Святому не повезло. Монголы и не думали становиться христианами или вступать в союз равных с каким-то там западным королем. Принять его как данника, как вассала – пожалуйста. Но разговаривать на равных? Фи, было бы с кем.
С другой стороны, историкам повезло с личностью Рубрука. Он оказался наблюдательным и неглупым путником. Подмечал главное, отсекал всяческие глупости, которые со слухов впитывал, например, Марко Поло.
Всё путешествие Рубрука до Каракорума (в Монголию) и обратно в Святую Землю длилось два года. По возвращении летом 1255 года монах уже не застал короля Людовика. А потому сел писать для него пространный отчет о выполнении задания. Этот-то отчет и стал известен как книга Гийома Рубрука «Путешествие в восточные страны».
Занятное чтение. На мой вкус, лучше, чем у Марко Поло. Рубрук четко описывает нравы монголов, их быт, обычаи, религиозные верования. Передает свои разговоры с Сартаком, с Батыем, с великим ханом Мункэ.
Очень важно, что Рубрук не просто какой-то там монашек, и не только лицо, определенно приближенное к королевской семье, он еще и начитан. Прежде чем ехать в такую даль, Рубрук добросовестно проштудировал географические труды предшественников. И по пути отмечает неточности этих описаний, вносит свои поправки и даже научные предположения.
Монах отнюдь не наивен. Он подмечает только реальность, не увлекается байками. Однажды лишь передает какие-то сомнительные слухи, и тут же добавляет: я в это не верю. Дотошно описывает обряды, пищу, устройство юрт на колесах. И всё сетует, дескать, я бы нарисовал да, жаль, не умею.
Не питает Рубрук иллюзий относительно христианства монголов. Он конечно нашел в Степи вплоть до Каракорума христиан несторианского толка. Но, во-первых, на его католический взгляд, это не такие уж и христиане. Во-вторых, Рубрук отметил, что монголы твердо держатся своего язычества и менять его на христианство не собираются.
Подозреваю, что в описании дискуссий с иноверцами автор приукрасил свою роль. Как он там победно выглядит. Проверить всё равно никто не сможет. В принципе монах мог и приврать.
А вот аудиенции у ханов выглядят более или менее достоверно. Монах не писал, мол, я дерзко смотрел хану в глаза и не опускался перед ним на колени. И на коленях ползал, и кумыс пил, и мимо шаманов и их дыма проходил. В общем, продемонстрировал разум и осторожность.
Строго говоря, ничего больше, кроме этого путешествия, о Гийоме Рубруке неизвестно. Всплыл в истории на эти два года (1253-1255) и исчез. Но зато сделал свое дело. И на удивление хорошо.