Телеграммы, письма и открытки, написанные чернилами, карандашом, на пишущих машинках поступали в дом №1 Климентовского переулка непрерывным потоком. Марки, пестревшие на них, были отштампованы не только Почтой СССР, - много обращений шло из-за границы...
О том, как Агния Барто делала важное и нужное дело - разыскивала через радиопередачу "Ищу человека" родных, разлученных войной, знают практически все. Более девятисот семей воссоединились благодаря этой передаче. Но была организация, о которой сейчас не знает практически никто - Центральное справочное бюро о перемещенных лицах. Именно оно несло основную нагрузку по поиску гражданских лиц.
Работа Бюро началась ещё до окончания войны - 11 марта 1945 года при Исполнительном Комитете Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР было создано Центральное справочное бюро о перемещенных лицах. Советское правительство отпустило на это дело необходимые и весьма значительные средства.
Советское правительство имело в виду две категории пострадавших: во-первых, советских гражданских лиц, угнанных на немецкую каторгу и в лагери смерти, лиц, оказавшихся во время разгрома Советской Армией гитлеровской Германии вне пределов Советского Союза, и, во-вторых, подданных различных европейских государств, угнанных на принудительные работы во временно оккупированные области Советского Союза и находившихся здесь в момент освобождения этих областей Советской Армией.
Советское правительство указало при этом, что помощь должна быть оказана всем лицам без исключения, независимо от расы, национальности, цвета кожи, социального положения. Надо ли говорить о том, что розыск осуществлялся для подавших запрос совершенно бесплатно?
Меньше чем за два года в Бюро поступило 218 тысяч запросов на всех европейских языках о розыске родственников и знакомых. Бюро имеет специальный штат переводчиков. Свыше 60 тысяч дел уже закончено: люди, обратившиеся за помощью, получили исчерпывающие положительные ответы
"Огонек", 1947 г.
Для того, чтобы разыскать людей, оказавшихся за границей собственного государства, Бюро вело обширную международную переписку. Розыск велся зачастую с двух сторон.
Бюро было связано со всеми 54 государствами, входящими на тот момент в организацию Объединенных наций,— в первую очередь, конечно, с обществами Красного Креста и соответствующими национальными бюро розысков. Кроме того в Бюро было зарегистрировано 118 иностранных организаций, регулярно обращавшихся сюда за помощью по розыску через Бюро своих соотечественников. Порой приходилось обращаться за содействием к видным общественными деятелям демократических стран, к представителями иностранных посольств и дипломатических миссий, аккредитованных при правительстве СССР.
Кроме тех случаев, которые описаны выше, запросы шли от семей, которые были разлучены во время эвакуации. Родители искали детей, дети - родителей.
Однажды в Бюро поступил необычный запрос - он был передан из секретариата Генерального Секретаря ЦК компартии - проще говоря, из секретариата Сталина.
«Письмо писано 12 января 1946 года.
Письмо Иосифу Виссарионовичу Сталину из детдома № 11, из города Ура-Тюбе от Титова Николая Ивановича.
Тов. Сталин, я написал Вам из-за того, что у меня потерялся отец, а мать тоже умерла с бабушкой в городе Ура-Тюбе и я остался сиротой, и я написал Вам может Вы найдете хоть отца, чтобы я хоть жил с отцом, а то я сейчас совсем один.
Мой отец был в Москве, а где он работал я забыл, и его фамилия Иван Федорович Барашнев, если Вы найдете его, то напишите мне, а если не найдете, то как нибудь и чем нибудь помогите мне. Мне уже исполнилось 13 лет. Я учусь во втором классе. Это письмо я написал в Кремль Иосифу Виссарионовичу Сталину.
Ну до свидания».
Пусть вас не удивляет, что Коля Титов в 13 лет учится во втором классе - такое не было редкостью. Теряли школьные годы ребята с оккупированных территорий, порой эвакуированные оказывались в таких местах, где школ просто не было.
Разыскать отца Коли оказалось относительно просто - ведь имя было известно - и через несколько месяцев отец и сын встретились... Одна из историй, закончившихся благополучно, рассказанная в 1947 году в журнале "Огонёк".! А сколько семей, которые никогда так и не нашли близких?
В архивах Бюро хранились тысячи дел. Несколько миллионов (!) учетных документов о погибших в лагерях смерти. Об угнанных в Германию. О кладбищах, где покоились останки военнопленных. Часто всё, что было известно о захоронениях - примерное число погребенных:
Кладбище советских военнопленных в Новой Вильне (Вильнюс) - 4 500 человек.
Кладбище советских военнопленных в Замбруве (Польша) - захоронено всего — 12 078, захоронено известных — 0, захоронено неизвестных — 12 078
Кладбище советских военнопленных в Кельце (Польша) - около 12 000 захоронений...
Шталаг Штукенброк (Германия) - 65 тысяч советских военнопленных...
В историографии ФРГ приводятся разные данные о советских военнопленных и числе погибших.
По расчетам историка А. Штрайма общее число пленных составило 5 163 381, в плену погибло по меньшей мере 2 545 000 советских военнопленных. В другой своей работе он называет цифру 2 530 000 человек. Приводятся данные о погибших в лагерях, расположенных на оккупированных территориях Польши и СССР: в Дюнабурге - 121 тыс, в Минске -119 тыс., Гомеле -100 тыс., Славуте - 150 тысяч
"История ФРГ о советских военнопленных в фашистской Германии" (интернет-ресурс)
Это только отдельные примеры. А сколько братских могил мирного населения - с неизвестными никому именами... И неизвестными точно данными о числе погибших.
Позже, в 1960-х годах, Центральное справочное бюро было переименовано в Управление по розыску советских и иностранных граждан. Работа продолжалась - ежедневная, кропотливая. Пополнялись картотеки. Поступали новые архивные документы.
После распада Советского Союза организация получила статус Негосударственного учреждения «Центр розыска и информации Общества Красного Креста» (ЦРИ РОКК), сейчас это частное учреждение «Центр розыска и информации Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» (ЦРИ РКК), единственным учредителем которого, соответственно, является Общероссийская общественная организация «Российский Красный Крест».
Если полистать сегодняшний сайт, то возникает понимание: война - это не только список боевых операций.
Вот картотека на эвакуированных лиц- 5 миллионов карточек:
"Состоит из карточек на лиц, эвакуированных во время Великой Отечественной войны из западных областей СССР в глубь страны, в том числе, и из блокадного Ленинграда.
Создавалась как адресно-справочная картотека.
На месте эвакуации заполнялись карточки на эвакуированных лиц. Эти карточки затем поступали в город Бугуруслан.
Карточки заполнялись на взрослых людей, дети моложе 16 лет вписывались в карточки к взрослым.
Картотека составлена пофамильно в алфавитном порядке.
Примерное количество карточек - 5 миллионов".
Центр розыска и информации Российского Красного Креста (официальный сайт)
Вот картотека Архива перемещенных лиц - перечислены только типы документов, их число точно неизвестно, но более миллиона:
- списки советских граждан, репатриированных на родину;
• трудовые книжки рабочих Германского рейха;
• списки восточных рабочих;
• листы регистрации бирж труда;
• личные дела рабочих;
• листы страхования рабочих;
• свидетельства о смерти рабочих;
• свидетельства о рождении детей в Германии;
• удостоверения личности, выданные германскими властями;
• списки военнопленных;
• списки мест захоронений и т. д.
Вот Детская картотека - в ней карточки на детей, эвакуированных во время Великой Отечественной войны со школами и другими детскими учреждениями, детей репрессированных родителей, воспитанников детских домов.
Картотека составлена пофамильно в алфавитном порядке.
Примерное количество карточек – более 3 млн.
"Война не кончилась, пока не будет похоронен последний солдат" - эту фразу приписывают Суворову, хотя документальных подтверждений авторству нет. Но кто бы не произнес эти слова - для нас война, видимо, всё ещё не окончена...
В преддверии праздника Победы - ваша Умная Эльза.