Сегодня в рубрике «Студент читающий» наш разговор с сыном — снова о перуанском писателе и нобелевском лауреате по литературе Марио Варгасе Льосе и его книге «Разговор в «Соборе». Роман написан в 1969 году и считается одним из лучших романов XX века. Слово «Собор» ставится в кавычки, потому что это название бара.
— Почему тебя вновь потянуло читать Льосу?
— Меня заинтересовало конкретное описание этой книги, в частности, что там дан масштабный портрет перуанского общества середины XX века.
У Перу очень интересная история, в стране было пять военных диктатур за весь XX век с перерывами на демократии и на коммунистические революции. Книга о том, как во всем этом адском политическом котле жили простые и непростые люди.
Главных героев двое: Сантьяго и Амбросио. Сантьяго — из богатой семьи, его отец был одним их первых людей государства при одной из военных диктатур. Но он поругался с родителями, и чтобы сделать назло им, бросил университет, женился на девушке из низшего сословия, еще и другого цвета кожи, что по тем временам был совсем ужас.
В итоге ему 30 лет, он много пьет, работает в плохой газете, занимается скучной и некачественной журналистской работой, полностью разочаровался в жизни. Ему гордость не позволяет признать, что он сделал полную глупость, когда отказался от всех возможностей, которые ему давало положение отца и тем загубил свою жизнь.
Его собеседник Амбросио - темнокожий шофер его отца, которого жизнь очень сильно помотала.
— Ты сказал, что у романа необычная форма. Чем она необычна?
— Большая часть романа — бесконечный диалог с вкраплениями повествования. Основной диалог ведут встретившиеся в баре Сантьяго и Амбросио. Но одновременно может идти максимум пять диалогов между десятью собеседниками, все они происходят в разное время и в разных местах, но все переплетаются между собой.
Это сложно читать — как разгадывать ребус. Но это очень интересно. Первые три главы вообще не понимаешь, что происходит, приходится возвращаться и перечитывать, чтобы понять.
Хронологически очень сложный роман. Картина складывается только под конец.
— И какая же картина складывается? Стоило тратить силы на столь трудоемкое произведение?
— Во-первых, ты начинаешь любить Перу. Сначала Перу преподносится как ужасная страна, примерно как Россия в фильмах Юрия Быкова. Но видно, что автор ее любит. В этих ужасных описаниях — горы мусора, коррупция, криминал — все равно чувствуется авторская боль и авторская любовь.
Не удивительно, что Льоса пытался ее проявить и в жизни — он даже в президенты чуть не избрался однажды, даже вышел во второй тур, но его кто-то обогнал.
Во-вторых, по мере прочтения начинаешь любить героев. Редко, когда герои произведения вызывают такое же сочувствие, как реальные люди. Не интерес, а именно сочувствие, когда хочется того же Сантьяго как-то поддержать морально.
В целом книга — кунсткамера нездоровых отношений и болезненных состояний человеческих душ. Становится больно и за страну, и за людей, но в этом и катарсис, очищение через страдание.
Эпиграфом взята цитата из Бальзака, что романист должен достоверно показать жизнь всех слоев общества. И Льоса достоверно все это и показывает — от жизни политической элиты, в которую он сам входил, и до самых низов — девушек пониженной социальной ответственности, бандитов и так далее.
— Кому бы ты порекомендовал читать эту книгу?
— Тем, кто не боится сложного стиля, потому что там правда требуется работа ума. И тем, кто хочет почувствовать себя похмельно-депрессивным типом, стоящим на раскаленной лице Лимы (это шутка).
Рекомендую тем, кому грустно, потому что с героями книги свою грусть вы обязательно разделите. Да, наверное, из всего, что я читал, эта книга — с наибольшим количеством героев с депрессией на квадратный сантиметр текста.
И, конечно, очень советую тем, кто хочет оценить высочайшее писательское мастерство. Беседа Амбросио и Сантьяго в «Соборе», где они четыре часа говорят и за это время напиваются, рассыпана в виде реплик по всем главам романа. Главная тема их беседы — неприятная семейная тайна, которая травмировала Сантьяго. Но достоверно он о ней не знает, хотя она как-то связана с Амбросио.
Сантьяго постоянно пытается своего собеседника на эту тему вывести, но тот увиливает. В итоге мы все узнаем, а Сантьяго — нет, и я как читатель чувствую себя немного виноватым, потому что я знаю эту важную для Сантьяго вещь, а он не знает. То есть у Льосы настолько круто проработанные герои, что даже читатель начинает чувствовать некую вину.
Такое редко встречается, и это, конечно, признак писательского мастерства.
Разговоры о других книгах Марио Варгаса Льосы можно почитать здесь:
Дочитали до конца? Не забудьте поставить👍