В предыдущем выпуске рубрики мы с сыном разговаривали о роман перуанского писателя и Нобелевского лауреата по литературе Марио Варгаса Льосы «Город и псы». Сегодня обсуждаем другую книгу этого латиноамериканского классика — «Война конца света», написанную в 1981 году.
— Почему ты взялся читать эту толстую книгу? Не хватило «Города и псов»?
— На самом деле — да, не хватило. Я понял, что Льоса — очень хороший писатель, он поднимает близкие мне темы власти и насилия. Заинтересовала аннотация, что роман основан на реальных исторических событиях и там действуют реальные исторические персонажи.
— И что же это за события?
— Крестьянское восстание в Бразилии конца 19 века. Оно удивительно тем, насколько по-разному к нему относились противоборствующие стороны. Для крестьян это действительно была война конца света, они объединились вокруг странствующего проповедника, его называли Антониу-Наставник. Это был полуюродивый, который ходил по деревням и предвещал, что 19 век — последний, что в 1900 году начнется светопреставление, вода станет сушей, суша водой, что выживут лишь те, кто прямо сейчас обратит свои души к Богу и отречется от мира.
В Бразилии установилась республика, и правительство проводило реформы, в частности, вводило меру исчисления в метрах и килограммах, а не локтях и иных мерах, затеяло перепись населения. Наставник это трактовал как происки антихриста и призывал к неповиновению и возвращению монархии.
Все это привело к тому, что люди, поверившие наставнику, основали небольшое селение Канудус, туда стекались маргиналы со всей провинции, строили хижины, жили коммуной. Отменили частную собственность, начали ждать конца света. Проводили время в молитвах, аскезе, самобичевании.
Для них это был религиозный акт. А для властей Бразилии — очередное крестьянское восстание.
Жители Канудуса захватили владения одного из помещиков, что с точки зрения власти было преступно. К ним отправили сначала полицию, затем военный отряд — и с тем же успехом, хотя люди в селении была вооружены буквально палками и ножами и отбивали атаки на голом фрондизме.
У них было мало оружия, еще меньше — опыта обороняться. Но у них был лидер и религиозный фанатизм.
В итоге Канудус продержался полгода. В чем парадокс Канудуса — осажденный поселок его обитатели могли покинуть, поскольку тропы и лазейки оставались. Но вместо этого по тайным тропам люди только прибывали. Стекались маргинальные слои, кому терять нечего — разорившиеся крестьяне с семьями, бывшие рабы (в Бразилии незадолго до событий отменили рабство). Люди шли, чтобы умереть в борьбе с антихристом. Они знали, что у них нет шанса выстоять против республиканской армии.
— Случай интересен сам по себе. Что Льоса добавляет к реальной истории?
— На события в Канудусе проецируются все революции 20 века, в том числе в Латинской Америке. Образ наставника достаточно легко переложить на образ любого революционного вождя — харизматичный фанатичный лидер, умеющий воодушевить идеей.
Наставник и его приспешники действовали с благими намерениями, Антониу был искренне убежден, что сражается с антихристом. Он понимает, что обрекает на смерть всех, кого собрал.
Фанатизм — страшная вещь.
В книге есть такой эпизод: на исходе боя враждующие договорились о перемирии, чтобы дать возможность уйти и сохранить жизнь женщинам, детям и старикам. Наставник уже был убит и исход понятен. Но приближенные Наставника дали команду стрелять в спины вышедшим, чтобы они не достались антихристу. Благие намерения могут привести к страшным вещам.
— Что можно сказать про героев?
— Сложный вопрос, Льоса, подобно Джорджу Мартину в «Игре престолов», жестоко и внезапно расправляется с героями. Сначала думаешь, что это главный герой, а потом его раз — и обезглавливают. Даже удивился, что такое бывает. Очевидно, что главный герой — война в Канудусе.
В книге есть барон, которому рассказывают про бойню в Канудусе, и у него в голове не укладывается, он рационалист, он не понимает, поверить не может, что люди так жестоко бунтуют против того, чтобы длину измеряли в метрах, а не в локтях. Фанатизм и мистицизм ему не понятны. Ну дикость же!
И есть Антониу-Наставник и его последователи. И такой чистоты веры и чистоты чувств, как у этих людей, в мире этой книги нет больше ни у кого.
Главная тема — столкновение этих двух точек зрения, противопоставляются два мира. Герои книги — это и люди из самых низов, и представители политических элит, которые свои интриги крутят.
— Ты сказал, что книга напоминает «Войну и мир». В чем схожесть с текстом Толстого?
— То же размеренное, отстраненное от героев повествование, чередуются сцены светских салонов и грязи на поле боя, показан широкий круг героев из всех социальных слоев.
Толстой в эпилоге приходит к выводу, что народ движет историю, а не конкретные личности. Такой же вывод и у Льосы. Наставник — это личность и фигура, которая объединила людей, и даже культ личности образовывается, но Льоса показывает, что народ был готов к восприятию подобных идей. И если бы другой лидер появился, народ бы объединился вокруг него.
— Почему рекомендуешь читать, твои аргументы?
— В книге отражено событие, возможно, не уникальное в человеческой истории, но очень яркое. Несмотря на чуждый нам культурный пласт — ну чем нам может быть интересна Бразилия 19 века? — читать стоит.
Книга понятна, она про борьбу политических партий и бунт низов — это общеисторические вещи. Словом, есть яркое событие и хорошее его художественное осмысление.
Это большой роман, по размеру больше «Анны Карениной», но чуть меньше «Войны и мира». Но по масштабу — это латиноамериканская «Война и мир», чуть-чуть не дотягивающая до романа-эпопеи.
О романе "Город и псы":