Не так давно мне в руки попали книги, которые я решила не описывать отдельно, а объединить в одной статье, ведь они все сосредоточены на вопросах, которые иногда ставят взрослых в тупик. Две книги мне очень понравились, а третья не понравилась совсем, с нее и начну.
Сходства и различия людей. Энциклопедия для детей
Текст: Елена Ангуло Антунес, Нурия Бернаус Фито, Эстер Эрнандес Годой, Адриана Сабугал Фернандес;
Иллюстрации: Мариона Кабасса
У этой книги была феноменальная заявка на победу: многообещающее название, темы, которые обозначены на обложке: "Почему он меня не слышит/ не видит?", " Почему у него темный цвет кожи?", "Почему он не похож на своих родителей?" и так далее.
И моя первая мысль: "вау! Сколько тем поднято в этой книге! Интересно, как же все это будет объяснено ребенку, чтобы он вырос понимающим, эмпатичным и терпимым."
Чуда не случилось.
Упустим дизайнерский полет фантазии, из-за которого, чтобы прочитать предложение до конца, порой приходилось крутить книгу или даже переворачивать ее вверх тормашками, и сосредоточимся на содержании.
Первое, что меня смутило - я не смогла понять, какова целевая аудитория книги.
Начинается все с заметки для родителей, где говорится, для чего нужны такие книги, цели, которые поставили авторы. И в этой заметке все просто замечательно. Там тезисно написано именно то, что хотелось видеть внутри книги. Также сказано, что книга предназначена для чтения детьми 8-12 лет.
Но при этом в самих главах часть длинных слов пишется по слогам. То есть буквально, в тексте мы видим такую картину:
"Иногда такое переживание перерождается в неконтролируемый страх - называется эритрофобией (эри-тро-фо-бия-фо-бия). "
Зачем? То ли у авторов такое искаженное представление об умственных способностях учеников 2-5 классов, то ли им самим эти слова сложно прочитать с первой попытки - не знаю. Но и принцип выбора "сложных" слов не смогла уловить.
Так что возникло ощущение, что возрастную группу, для которой писалась книга, заранее не определили. А стиль изложения информации переходил со слога для малышей на сухой научно-популярный текст.
Само повествование - сумбурное, со множеством отвлеченных тем, вроде священного бадьяна или чувствительных окончаний на стопах, когда речь шла малость о другом.
Иногда попадались крупицы здравых советов: как тактично общаться с незрячими или слабослышащими людьми, но затем зачем-то вставляли информацию об укусах комаров, синяках или вкусах, которые способен воспринимать наш язык.
В общем, вроде, читателю показали, что люди бывают разными, они живут в непохожих семьях, условиях, являются носителями различного культурного кода и языка, но ответов на то, как взаимодействовать друг с другом мирно, с уважением и пониманием, я не нашла.
А именно это, в первую очередь, и хотелось бы донести до ребенка через книги.
Петер Экберг, Свен Нурдквист "Потнятная философия с Петером Экбергом и Свеном Нурдквистом"
Эта книга понравилась мне гораздо больше, хоть она и оставила после себя больше вопросов, чем ответов (но такова философия, что поделать).
Перед нами книга об основных философских течениях, фундаментальных вопросах и известных мыслителях.
Петер Экберг кратко и просто объяснил в доступной детям форме, как становятся философами, зачем нужна аргументация в споре, почему так важно обозначить точное значение слова.
В книге поднимается тема веры, истины, разума и морали, ставятся нравственные вопросы, ищутся границы разума и познания.
А поскольку оформлял издание Свен Нурдквист (многие знают его по историям о старике Петсоне и котёнке Финдусе), то рисунки на полях и крупные иллюстрации безмерно веселят читателя, а самые внимательные и здесь найдут любимых Мюкл.
Отдельным плюсом можно выделить в конце выдержку из электронной переписки автора и художника с набросками иллюстраций и обсуждением выбора тех или иных стилистических решений.
"Ничего не бойся. Большая книга страха не только для маленьких трусишек"
Текст: Резакова Милада
Иллюстрации: Урбанек Лукаш, Каше Якоб
А в эту чешскую книгу я влюбилась по уши.
Перед нами настоящая энциклопедия страха - от легкой тревоги до панического ужаса.
Подобно тому, как в "Книжном воре" Маркуса Зусака повествование ведется от лица Смерти, здесь рассказчик - Страх. Который не только говорит, что его не надо бояться, но и заявляет, что, вообще-то, он нам даже полезен и с ним нужно подружиться. Каково, а?
В темном лесу Страх встречает мальчика Мартина и рассказывает ему (а заодно и всем нам) о себе. Мы узнаем откуда берется страх ("Его делают на фабрике?", "Рождается из тьмы?", "Им пукают черти?", "Падает с неба вместе с метеоритами?"…), знакомимся с другими эмоциями и рассматриваем виды страха (например, врожденный и приобретенный).
Перед читателем четко и по полочкам разложены механизмы страха, защитные реакции, объясняется, зачем все это нужно и почему это не так плохо, как нам кажется.
И даже дополнительная информация здесь не кажется инородной. Фактография лишь дополняет и обогащает текст.
А еще в книге замечательное оформление. Нарочито простое, хулиганское, расслабляющее. Много реплик, шуток, стишков. Будь я семилетним мальчишкой, уверена, хохотала бы до упаду.
По-моему, создатели книги нашли самую верную модель для разговора с детьми о страхе - через смех.
И эту книгу я однозначно рекомендую для семейного чтения.
А вы используете книги, чтобы ответить на каверзные детские вопросы?