Найти тему
Psycholog Irina Alekseenko

Год до школы: что надо успеть?

В следующем году ребёнку в школу, и перед родителями встаёт вопрос: как правильно организовать этот год?

Обязательно ли будущему первокласснику уметь читать, писать и считать?

Скакалка, шнурки, пуговицы и ложка

Что должен уметь ребенок к школе? Скакать через скакалку, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и правильно держать ложку. Объясняем, почему это важно и при чём тут школа.  Когда ребёнок прыгает через скакалку, у него развивается координация, он учится ритмической деятельности, а это будет крайне важным при обучении чтению и письму.

Зачем уметь завязывать шнурки и застёгивать пуговицы? Это прекрасное упражнение для развития мелкой моторики и формирования пространственных представлений. Тренируйтесь каждый день – и результат будет заметен! А правильная позиция руки во время еды поможет выработать правильную позу во время письма.  На самом деле правильная подготовка к школе состоит как раз из таких простых и во многом житейских мелочей.  Чтение с пелёнок и математика внутриутробно

Сегодня на родителей оказывается очень сильное давление извне, они поддаются различным страхам, начинают излишне переживать, что их малыш не сможет добиться успеха в жизни. В этой гонке и конкуренции мы забываем о том, что действительно важно для ребенка 6-7 лет. А ему важно, чтобы мама его не учила, а с ним играла, важно познавать мир, способности своего организма, понимать цикличность, сезонность и многое другое.

Дошкольное время должно быть насыщено тёплым, здоровым контактом с родителями. Это, пожалуй, тот «кит» и «фундамент», который закладывается на всю жизнь. Второе – это игры. Идеальная жизнь дошкольника состоит из всевозможных игр, даже если в это время вы учите алфавит или занимаетесь уборкой дома.

Игровая деятельность – это основное и главное занятие вашего дошколёнка.  Очень важна спортивная нагрузка, она должна быть комфортна и интересна малышу. Прогулки на свежем воздухе, игры, танцы – всё это развивает физические способности и укрепляет нервную систему (кстати, и ребенка, и родителей!).  И, наконец, в это время надо уделить внимание развитию коммуникационных навыков со сверстниками, старшими и младшими по возрасту детьми. Хорошо, если в семье несколько детей или ребёнок ходит в детский сад и там получает опыт подобной коммуникации. Но часто мы как специалисты видим перекос: дети не умеют общаться и выстраивать отношения друг с другом и постоянно вовлекают в коммуникацию взрослого. Они не могут за себя постоять, жалуются, что их кто-то обидел или отобрал игрушку, сообщают о своих желаниях только взрослому, при этом не налаживают контакт со сверстниками. На это стоит обратить особое внимание при подготовке к школьной жизни.

Надо ли готовиться к школе Конечно, надо!

Потому что школа – это новый уклад, новый режим и новые отношения. Именно на этом следует сфокусироваться родителям.

Так, например, в нашем лицее «Ласточкино гнездо» введение в школьную жизнь – это такое посвящение в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. И тут очень важно не ограничиваться только обучением и выполнением упражнений, а познакомиться с жизненными циклами школы. Ребёнок должен понять, что такое класс, группа, научиться выбирать людей, с которыми ему комфортно, не бояться заявлять о своих потребностях в коллективе и так далее. Детям хорошо бы погрузиться в атмосферу школы заранее, чтобы они не боялись и при этом не идеализировали школу.

Если вашего ребёнка привлекает обучение, он играет в школу, скорее всего, ему будет интересно и комфортно на подготовительных занятиях. Но тут не стоит перегибать палку. Ведь если первоклассник уже будет уметь читать и считать, есть большая вероятность, что учёба покажется ему скучной, он потеряет мотивацию. Поэтому нет смысла опережать учебный процесс, лучше сосредоточиться на эмоциональной и психологической подготовке.  На что обратить внимание Конечно, в этот год подготовки к школе важна роль специалистов – логопеда и психолога. Дети начинают учиться мыслить вслух, отвечать на сложные вопросы, выражать свои мысли, познавать звуки и буквы.

Поддержка профессионалов позволит пройти этот путь максимально комфортно и эффективно.  Очень важно, чтобы интеллектуальное развитие соответствовало зрелости нервной системы ребёнка. Чтобы определить, готов ли ваш ребёнок к школе, можно пройти диагностику у нейропсихолога. Она длится около полутора-двух часов и позволяет увидеть полную картину развития ребёнка и получить важные рекомендации.  При выборе подготовительных школьных занятий помните, что для детей важен режим и время суток. Часто дополнительные занятия ставят на вечер, но на самом деле мы рекомендуем их перенести на первую половину дня, до 15 часов.  Если в сентябре ваш ребёнок пошёл в сад, дайте ему время на адаптацию в саду и только после этого подключайте занятия по подготовке к школе.

Это поможет снизить эмоциональную нагрузку. Если вы видите, что прошло несколько недель, ребёнок привык к детскому саду, у него нет проблем с режимом сна, аппетитом, он бодр и весел, значит, можно начинать занятия по подготовке к школе.  Главное – ориентируйтесь на своего ребенка, а не на учебный план. И попробуйте этот учебный год провести ярко и весело, набраться положительного заряда и насладиться настоящим дошкольным детством, ведь в следующем году начнётся совсем новая жизнь для всей семьи!