Найти тему
Epoch Times Russia

С. Рахманинов: «золотое сердце и стальные руки» великого пианиста и композитора

САЖАЛ РУССКИЕ БЕРЁЗКИ ПОД ОКНОМ СВОЕГО АМЕРИКАНСКОГО ДОМА, НО ОНИ НЕ ПРИЖИВАЛИСЬ

Автор: Лариса Михайлова

С. Рахманинов. Почтовая марка России, 2023 год. (Фото: wikipedia.org. Общественное достояние)
С. Рахманинов. Почтовая марка России, 2023 год. (Фото: wikipedia.org. Общественное достояние)

В Москве в страшные послереволюционные годы голода и разрухи выбитые из колеи нормальной жизни люди, когда-то занимавшиеся искусством, стали регулярно получать из Америки продуктовые посылки. В памяти одного такого «счастливчика» осталась реплика работницы почты:

«Кто это из Америки пол-Москвы кормит?»

В архиве великого А. К. Станиславского осталась расписка о том, что полученные по почте продукты он не продаст и не обменяет.

Про отправителя этих посылок, русского музыканта Сергея Рахманинова, современники говорили, что у него золотое сердце и стальные руки. Его «золотое сердце» не давало ему покоя: он всегда был неравнодушен к чужому горю. А «стальные руки» принесли ему мировую известность, славу и огромные гонорары.

150 лет назад в России родился Сергей Васильевич Рахманинов. Это произошло в родовой усадьбе в селе Семёнове Старорусского уезда Новгородской губернии. Семья уже несколько поколений славилась музыкальностью. Первые уроки музыки дала своему Серёже мать.

Новое занятие так увлекло мальчика, что уже довольно скоро он поразил родителей и их друзей глубоким проникновением в стихию музыки. Особенно знатоков исполнительского искусства поражали уникальные пальцы: он мог без труда охватить сразу 12 белых клавиш. С детства он сам и его родные знали: музыка — вот для чего родился на свет Сергей Рахманинов.

В 19 лет он окончил Московскую консерваторию с большой золотой медалью как исполнитель и композитор.

С огромным успехом Рахманинов проявил себя, дирижируя симфоническим оркестром. Это он первым в России стал дирижировать спиной к публике.

Молодой музыкант поражал воображение поклонников своей незаурядной внешностью и манерами. В нём не было ни капли позы, не было оригинальничания, свойственного многим творческим личностям во все времена, а особенно в годы Серебряного века. Изящный, высокий с порывистыми и торжественными движениями длинных рук он гипнотизировал публику и за дирижёрским пультом, и у рояля. В молодые и зрелые годы, на пике славы, музыкант никак не мог определиться:

«Бывают моменты, когда мне кажется, что я только пианист. Теперь, когда прожита большая часть жизни, меня постоянно мучает мысль, что, разбрасываясь по разным областям, я не нашёл своего подлинного призвания».

Однако он был кумиром тысяч и тысяч поклонников фортепианной музыки в России. Меломаны Серебряного века считали Рахманинова «звездой номер один». Его творчество приветствовал сам Пётр Чайковский, когда в 1892 году впервые услышал оперу «Алеко» девятнадцатилетнего композитора.

Мировую славу двадцатилетнему Рахманинову принесла прелюдия до-диез минор:

«Прелюдия явилась с такой силой, что я не мог от неё отделаться, несмотря на все мои усилия. Это должно было случиться и случилось… Пьеса была напечатана большим тиражом и распродана во всём мире… Я также помню, что получил только 40 рублей за неё.… Однако признание, которое принесла мне пьеса, было для меня очень важно».

Много лет на Западе Рахманинова звали «мистер До-диез минор».

А в России критики считали, что музыку Рахманинова можно сопоставить с пейзажами Левитана и Саврасова, стихами Блока и Есенина.

Велико и разнообразно творческое наследие маэстро, но самым узнаваемым произведением композитора является Второй концерт для фортепиано с оркестром. Этот шедевр написан тогда, когда композитор жил в России и поддерживал своё творческое вдохновение, дыша воздухом родины.

Россию Рахманинов покинул в 1918 году. Думал, что едет ненадолго, а оказалось навсегда. Несмотря на то, что Запад принял композитора с распростёртыми объятьями и щедро оплачивал все его гастроли, а его имя постоянно мелькало на ярких афишах и страницах популярных газет, тоска по родине не покидала Сергея Васильевича. У него уже был прекрасный дом в Штатах, а он всё грезил о России и сажал на лужайке под окнами берёзки. Деревья не приживались: хирели и гибли. Рахманинов считал гибель берёзок каким-то символом своей жизни. Да, как пианист он удивил весь мир, а вот как композитор не чувствовал вдохновения. Шесть первоклассных опусов, которые были созданы за 25 лет эмиграции, он не брал в расчёт:

«Лишившись родины, я потерял самого себя».

Тоскуя по утраченной России, он всегда стремился помочь своим соотечественникам. В 20-е годы в голодную Москву знакомым и незнакомым музыкантам, студентам консерватории и музыкальных училищ он со своих гонораров отправлял продуктовые посылки. Когда встретил в Америке эмигрировавшего соотечественника, авиаконструктора Игоря Сикорского, то помог ему словом и делом.

В первые дни Второй мировой войны Сергей Васильевич пришёл в советское посольство, чтобы предложить помощь Родине в трудное время. Он предпринял гастрольный тур и все вырученные деньги отдал в фонд Красной армии.

Рахманинов умер в 1943 году, дожив до победы своих бывших соотечественников в Сталинградской битве. Великого пианиста и композитора похоронили в запаянном гробу, потому что родные знали о его желании найти вечное упокоение в России.

Могила Рахманинова на кладбище Кенсико близ Нью-Йорка. (Фото: wikipedia.org. CC BY-SA 3.0)
Могила Рахманинова на кладбище Кенсико близ Нью-Йорка. (Фото: wikipedia.org. CC BY-SA 3.0)

   Источник: The Epoch Times