Найти тему

ГОЛОС ИЛИ МАНЕРА ИСПОЛНЕНИЯ - 1

Вопрос, что называется, ребром: над чем работать на уроках вокала?

Для полной ясности нужно уточнить - А С КЕМ? В зависимости от того, кто приходит заниматься. Тут разброс велик: от “носителей нуля разной степени тяжести” до вполне себе неплохо поющих исполнителей. Понятное дело, в разных случаях - разный подход к стратегии обучения. Потому что цель приходящих к нам - разная.

“Нулевики”, как правило, мало понимают свои проблемы, и дальше, чем: “Хочу научиться петь как Бруно Марс” поначалу не заходят. Потому что у “нулевиков”, мягко говоря, мало понимания вопроса. Они вообще скребут своим голосом как железом по стеклу, а уже намылились на звездный Олимп.

Те, кто уже что-то, реально, может, чаще всего недовольны тем, что не могут одолеть какие-то конкретные вокально-технические сложности типа сложных (высоких или экстремальных) звуков или вообще смены манеры.

И куда, как говорится, “бедному хрестьянину податься?” Это я про преподавателей вокала. До последнего времени считалось, что педагог учит тому, что умеет сам. С одной стороны, похвально, но с другой мы имеем полную жопу по результатам обучения.

Обосную:

Когда это было “тогда” (то есть, раньше), основным видом обучения вокалу был академ. А в академе, как известно, сильна дань традициям и существуют некие “законы (каноны) жанра", при которых любой человек ДОЛЖЕН был или соответствовать данному способу звукоизвлечения, или шел нафиг. Поэтому хорошо владеющий академической манерой, педагог, совершенно безболезненно передавал ученику свои тайны, фишки и наработки, приближая последнего (или нет) к заветному звучанию.

Но все изменилось в 1945 году, когда в США открылся музыкальный колледж Беркли, где наряду с академическим вокалом стали преподавать эстраду. И понеслось: в эстраде не один, а стопятьсят способов звукоизвлечения, в зависимости от исполняемого жанра. Никто же не будет спорить, что акустически звук в роке и джазе сильно отличаются? С течением времени даже тот же рок стал разветвляться на десятки разновидностей, и каждой из них соответствовало специфическое звучание. Такая же судьба постигла и все остальные “эстрадные” жанры - сотни направлений в рамках манеры, куча жанров, которые, в свою очередь, таже отличаются по своим стилистическим особенностям!

Надо ли говорить, что один и тот же педагог по вокалу просто не в состоянии в полной мере овладеть всеми ими, чтобы доходчиво и профессионально донести информацию и практику до ученика? Педагог, как правило, владеет несколькими (в лучшем случае!) способами звукоизвлечения, среди которых есть один любимый, который ему нравится больше всего. Ему и учит. А что тогда делать с индивидуальным подходом в обучении и раскрытии личной индивидуальности голоса певца?

Скажу так: “нулевики” в начале обучения совершенно не ясны по вокальной природе, ее еще достать из них надо. И когда она выплывает на поверхность, вполне может оказаться, что данный педагог вообще не по этой части. Чтобы было понятно: вокальная природа “нулевика” проявляется ровно тогда, когда у него отлаживаются все процессы в голосовом аппарате. То есть, этому предшествует определенный, довольно долгий период. По своей практике скажу, что период “технической настройки” разлаженного вхлам аппарата происходит от 6 месяцев до двух лет - в зависимости от “носителя” аппарата, его усердия, а также, правильно выбранной преподавателем, стратегии.

Также скажу, что в начале обучения петь с “нулевиком” песни на уроках - дело гиблое. Он одинаково погано звучит в любом жанре. Это как расстроенное пианино: на нем что ни сыграй - слушать невозможно, требуется предварительная настройка. То есть, нужно убрать с пюпитра ноты, снять крышку и, вооружившись специальным ключом, лезть в механизм. В пении - точно так же работает: сначала отстройка, потом - ноты на пюпитр и белые манжеты...

Мои студенты - почти все “нулевики”, мой контингент, мой профессиональный интерес. Я - именно тот персонаж, который имеет специальные ключи для настроек аппаратов любой сложности. И когда процесс завершается, а студент ни быть ни жить хочет петь джаз (к примеру), я отправляю его к соответствующему специалисту, который на джазе и специализируется. Как я - на биомеханике. И там у них полный консенсус и творчество - потому что “учить петь” уже состоялось, и теперь пора “учить петь джаз”. А это совершенно разные вещи!

В следующей статье расскажу, что знаю и думаю по поводу обучения “продвинутых”. Если возникли вопросы или возражения - велкам в комментарии. Кстати сказать, именно эта статья была “спровоцирована” одним из подписчиков, за что ему большое спасибо!