Серьёзные недостатки безопасности эксплуатации британских атомных подводных лодок с ракетами «Trident» на борту видятся реальной угрозой миру. Эти недостатки вскрыты вовсе не по результатам секретного отчёта ВМФ Британии. Эти недостатки - результат увиденного опытным подводником, которому довелось служить в качестве техника-ракетчика на британских атомных подводных лодках в период 2015-2020 годов. Так вот, по словам обычного моряка: программа «Trident» - это явная катастрофа для всего мира, всего лишь ожидающая своего часа.
Отдельные инциденты АПЛ Британии
Следует отметить отдельные инциденты с атомными подводными лодками Британии, которые лишь на короткое время привлекли внимание средств массовой информации:
1. Субмарина «Astute», севшая на мель.
2. Столкновение британской и французской подводных лодок,
3. Атомная подводная лодка, застрявшая в Гибралтарском проливе.
Однако все эти и другие эпизоды стараются быстро убрать из общественного сознания. Между тем список проблем здесь длинный, но не исчерпывающий, потому что одной из постоянных особенностей британских атомных подводных лодок является совершенная секретность этих машин. Отчётами не описываются:
- явные проблемы безопасности,
- дефекты, нарушения безопасности,
- небрежная практика эксплуатации подводных машин.
Но официальные отчёты, тем не менее, показывают: ВМФ Британии испытывает недостаток квалифицированных и опытных подводников для эксплуатации ракетной системы «Trident» или реакторов на атомных подводных лодках. В этом видятся огромные риски в плане безопасности оборонной ядерной программы.
Небрежная практика эксплуатации британских АПЛ
Чрезмерный акцент на эксплуатационных требованиях в ущерб безопасности привёл к ряду инцидентов с подводными лодками Британии в последние годы. К тому же ракета «Trident» разработана таким образом, что представляет существенно больший риск, чем ядерные ракеты других типов. В период с 2009 по 2012 год пожары на британских атомных подводных лодках происходили примерно один раз за два месяца. Проблемы, выявленные при пожаре на одной подводной лодке в 2004 году, повторились при последующем пожаре два с половиной года спустя.
Известно о 13 столкновениях с участием британских атомных подводных лодок и 11 инцидентов, когда субмарины Британии садились на мель. В конструкциях реакторов британских атомных подводных лодок отмечаются три основных общих дефекта. Таковые были обнаружены в 1989, 2000 и 2012 годах. Существует неприемлемый риск террористического нападения на подводную лодку в момент загрузки ракетами «Trident» через судоподъемник «Faslane».
Что примечательно: отмечались случаи саботажа моряков-подводников на британских подводных лодках, находящихся на вооружении военно-морских сил.
Реакторы на британских подводных лодках демонстрируют значительно меньшую надёжность, чем реакторы американских подводных лодок. То есть существует значительный риск ввода британской атомной субмарины в режим неуправляемого хода.
Примеры небрежности как результат аварии
Пожар в ракетном отсеке британской атомной подводной лодки с ракетами «Trident» на борту произошёл, когда рулоны туалетной бумаги, сложенные в ракетном отсеке, загорелись от брошенной сигареты. В результате несколько палуб отсека моментально заполнились дымом. Экипаж пытался взять инцидент под контроль, но, как выяснилось, большая часть моряков не имели понятия, как пользоваться дыхательными аппаратами.
Несмотря на этот инцидент, как отмечал наблюдатель-подводник, риск возгорания в ракетном отсеке командованием субмарины не был воспринят всерьёз. Опытный подводник поинтересовался у команды – знают ли моряки, как бороться с крупным пожаром в ракетной зоне? Однако никто не смог ответить, что в таких случаях справиться с огнём можно только путём полной заливки отсека азотом. Но опять же выяснилось, заправка баллонов азотом на британских АПЛ не соответствует требуемому давлению.
Ограничения на личное электронное оборудование, которое способно спровоцировать пожар, не применяются. Нередко наблюдается мусорная свалка непосредственно возле ракет «Trident», что чревато возможным возгоранием. Изоляция электрооборудования в бытовых помещениях не соответствует классу изоляции подводного судна. Наблюдаются серьёзные проблемы с накоплением конденсата в разных частях атомной подводной лодки.
Опытный подводник отмечал частое случайное срабатывание в торпедном отсеке спринклерной системы. Экипаж проносил на лодку личное электронное оборудование, которое не проходило PAT-тестирование. Члены экипажа, работающие с ракетной системой «Trident», должны хорошо знать руководство по безопасности и защите. Однако экзамен по руководству нередко принимается фиктивно. Некоторым подводникам, кто пропустил тест, оценки ставятся случайным образом. Состояние ракет «Trident», как правило, отслеживается на Пульте управления и контроля (CAMP). Однако выясняется далеко не всегда реальная управляемость пульта.
Одной из наиболее опасных операций, проводимых инженерами-ракетчиками, является установка инверторов постоянного/переменного тока в ракеты перед патрулированием и последующее удаление после патрулирования. Для этого нужно открыть люк в каждой ракетной шахте и получить прямой доступ к ракетам. Так вот, британцы поспешно демонтируют инверторы в конце патрулирования, нарушая все процедуры или практики, строго исполняемые на тех же подводных лодках США.
Дефекты подводных лодок с ракетами «Trident»
Так называемая система ракетной компенсации британской субмарины призвана восстанавливать баланс подводной лодки после пуска ракеты. Причём за короткий промежуток времени. Таким образом, обеспечивается возможность запуска каждой последующей ракеты «Trident». Так вот тест на компенсацию здесь пришлось проводить как минимум трижды, но достичь положительного баланса так и не удалось.
Ракетные люки на подводной лодке открываются энергией Главной гидроустановки. В конце патрулирования эти системы также проверяются. Но провести испытание на большинстве подлодок ВМФ Британии не представляется возможным по причине наличия забортной воды внутри гидравлической системы.
Эти две проблемы означают одно: британская подводная лодка попросту не в состоянии запустить ракеты «Trident» если потребуется. Также неоднократно отмечалось заклинивание горизонтальных рулей, когда лодки погружались в воду в начале этапа патрулирования. Клин горизонтальных рулей – прямой путь к гибели подводной лодки. Также существуют проблемы с турбогенераторами, которые обеспечивают основной источник питания, и дизельными генераторами, которые являются резервным источником питания.
Нарушения безопасности на британских субмаринах
Опытный подводник, кроме всего прочего, обнаружил два серьёзных нарушения безопасности на подлодках Британии. Так, несмотря на отсутствие допуска, предоставляется доступ к совершенно секретной информации, показывающей, где подводная лодка осуществляет патрулирование. Достаточно легко подобрать ключ к сейфу инженера-оружейника, достаточно лишь проследить, как тот вводит кодовую комбинацию. То есть любой член экипажа может получить несанкционированный доступ к механизму запуска ракет «Trident».
Кроме того, нередко офицеры субмарин оставляют совершенно секретные документы в доступных местах, например, на кроватях, где отдыхали. Напрочь отсутствует надлежащая служба безопасности, контролирующая доступ к ракетным установкам «Trident». Кажется, британцам куда сложнее попасть в большинство ночных клубов, чем к пультам управления баллистическими ракетами. Примеры отсутствия безопасности:
- на лодки людей пропускают без какой-либо проверки;
- отсутствует тщательный контроль. Люди проходят, не показывая лица, особенно в дождливую погоду;
- в обращении находится множество просроченных удостоверений;
- электронный пропуск с PIN-кодом не работает;
- нет проверок сумок, проносимых на подводную лодку моряками или гражданскими лицами.