Данная статья является дополнением к нашей лекции про князя Святослава (https://youtu.be/v2YkmPaxZ3U)
Ранняя история Древнерусского государства имеет много белых пятен. Главная причина тут - скудость доступной информации, особенно письменной. Повесть временных лет является основным источником по истории Руси в IX-X веках, однако её текст составлялся спустя пару столетий после описываемых событий. Исследователи ещё начиная с А.А. Шахматова отмечали значительную схематичность и искусственность жизнеописания первых правителей Древнерусского государства. Например, периоды правления Рюрика и Олега, Игоря и Святослава практически зеркально копируют друг друга, и Олег, и Игорь совершают два похода на Византию, и по странному совпадению погибают на следующий год после возвращения из похода, и.т.д.
Очевидно, что Нестор, который жил значительно позднее, в меру своих сил пытался реконструировать события на основе зарубежных (преимущественно византийских) источников и устных народных преданий. Но в результате получившееся повествование имеет ряд лакун. Один из вопросов, которые возникают в процессе чтения ПВЛ - в каких отношениях между собой состояли князь Святослав и княгиня Ольга, и кем они вообще приходились друг другу?
На первый взгляд всё довольно просто. Согласно официальной версии, изложенной в ПВЛ, Ольга приняла бразды правления в качестве регентши, затем передав власть возмужавшему сыну, но продолжая принимать участие в государственных делах и будучи фактически соправительницей Святослава. Однако тут не всё так гладко. Нетрудно заметить аналогию в биографиях Святослава и Игоря – оба родились в конце жизни своих родителей, были маленькими и не могли самостоятельно править, у обоих были регенты, которые долго удерживали в своих руках власть и даже имена регентов – Ольга и Олег – очень похожи, что снова подтверждает "зеркальность" и повторяющиеся циклы в летописном повествовании.
Впрочем, летописную дату рождения Святослава - 942 год - как мы уже упоминали в ролике историки тоже подвергают большому сомнению. К тому моменту Игорю уже должно было быть около 60 лет, да и Ольга была не юной девицей, так что вероятность деторождения была бы крайне низкой. А. Королёв и Е.В. Пчёлов полагают, что Святослав родился значительно раньше летописной даты, примерно в 920-х годах, и к моменту убийства Игоря был уже юношей. Если учесть ещё и факт, что Святослав, возможно, был никаким не трёхлетним младенцем, а вполне взрослым двадцатилетним юношей, то вообще получается, что Ольга узурпировала власть и не подпускала сына к управлению без законных на то оснований – прямо как Олег Игоря. Возможно, представив Игоря и Олега младенцами, летописец пытался придать хоть какую-то видимость легитимности этим захватам власти.
О натянутых отношениях между матерью и сыном свидетельствует и другой факт. После принятия Ольгой христианства в Константинополе она, как следует из летописи, попыталась склонить к этому и своего сына, однако Святослав с презрением отверг её предложение, заявив, что он и его дружина останутся верными старым богам:
Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. «Ибо для неверующих вера христианская юродство есть» <...> Так и Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь — тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям...
Так в Киеве сложились две противоборствующие партии – христианская, лидером которой была Ольга, и языческая, лидером которой был Святослав. Однако большинство историков крайне скептически относятся к версии о том, что Святослав занял киевский престол в результате вооружённого переворота – сложно представить, чтобы сразу после этого князь легкомысленно покинул Киев и отправился воевать в далёкие земли. На это указывает, например, А.С. Королёв в своей книге «Святослав».
Весьма оригинальное объяснение противоречий между Ольгой и Святославом даёт Сергей Николаевич Беззаконов. Он предположил, что, когда стало очевидным, что союз Игоря и Ольги не принесёт наследника, князю пришлось принимать экстренные меры и срочно жениться на более молодой девушке – по версии Беззаконова это была родственница болгарских царей из древней болгарской столицы Плиски, которая и родила ему долгожданного сына. А опостылевшую и престарелую первую жену он сослал в Вышгород, где она и сидела, пока Игорь не погиб и не наступил её звёздный час. Однако открыто расправиться с молодым княжичем, который к тому моменту уже обзавёлся дружиной, она не смогла, и поэтому между ними сложился такой странный симбиоз: Святослав отбыл в дальние края сражаться ради славы и чести, в знак лояльности присылая в Киев часть добычи и своих многочисленных детей на воспитание, а Ольга прилюдно демонстрировала благосклонность к пасынку, не лезла в его дела и занималась управлением страной то ли лично, то ли через своего фаворита, воеводу покойного Игоря и его правую руку - Свенельда. Похожего мнения придерживается Пчёлов, который считает, что истоки безудержной военной активности Святослава надо искать в его отношениях с Ольгой и вероятном отстранении от власти в Киеве.
Отдельно стоит упомянуть и версию Игоря Яковлевича Фроянова, по мнению которого Ольга вообще изначально ничего не решала, а весь летописный рассказ про её месть является легендарной вставкой. Фроянов считал, что после гибели Игоря воспитателем Святослава и реальным регентом стал воевода Свенельд. Собственно, между Свенельдом и Святославом и развернулась реальная борьба за Киевский престол.
Другие историки, как, например, Алексей Юрьевич Карпов, полагают, что после принятия Ольгой христианства и приглашения ею в Киев германского епископа Адальберта в 962 году терпение языческого большинства лопнуло, и началась языческая реакция и массовые гонения на христиан, а сама Ольга была вынуждена признать провал своей политики христианизации и склониться перед сыном. Однако она всё же не была отстранена окончательно. Святослав чисто формально сделал её соправительницей и доверил ей управление Киевом, чтобы ничто не отвлекало его от военных походов.
О походах князя Святослава на Хазарский каганат и Византию смотрите в наших следующих видео, поэтому подписывайтесь, чтобы не пропустить!