Найти тему
Сам себе энергетик

Силовые автотрансформаторы на Украине. Помощь пришла?

Вчера Укрэнерго отчиталось о поставке на Украину силового однофазного автотрансформатора 750 кВ. Что это может обозначать? Есть несколько вариантов:

Для понимания, что за штуковина.
Для понимания, что за штуковина.

1) Это дезинформация. В общем, такой вариант исключать не стоит, чего не сделаешь ради демонстрации европейской солидарности. Но думаю, что всё-таки реально что-то притащили - наверняка фото с подобной штуковиной утекли в интернет;

2) Это однофазный автотрансформатор 750/330 кВ. Тут два варианта: либо они каким-то образом привели в нормальный вид имевшийся (например, с Игналинской АЭС, мало ли где стоял), что маловероятно, либо изготовили новый, что в принципе не исключено, но тоже маловероятно – слишком уж маловат срок изготовления (пять месяцев с нуля, даже при наличии всей конструкторской документации, явно маловато). Есть, конечно, вариант, что заказ был размещён ранее, но это тоже сомнительно;

3) Это однофазный трансформатор 750/400 кВ. Он вроде как в украинской системе не особо нужен. Но опять есть варианты:

А) Его тупо притащили взамен автотрансформатора 750/330 кВ. Дело в том, что в подобных силовых трансформаторах имеется такое устройство, как РПН (регулирование под нагрузкой), которое позволяет изменять коэффициент трансформации (собственно, 750/330 – это и есть этот самый коэффициент, приблизительно). На разных трансформаторах значения этой корректировки отличаются, но можно предположить, что +10% на данных автотрансформаторах допустимо. Таким образом можно получить среднее напряжение — 400-10%=360 кВ, что вроде как великовато, но не совсем. У высоковольтного оборудования среди его многочисленных характеристик есть и такая — наибольшее рабочее напряжение, то есть такое напряжение, при котором оборудование функционирует нормально. Для номинального напряжения 330 кВ наибольшее рабочее напряжение составляет 363 кВ, соответственно, работать с напряжением 360 кВ вполне допустимо (резерва по напряжению, правда, нет, да и самому оборудованию работа под повышенным напряжением ничего хорошего не несёт, но тут уж ничего не поделаешь). Такую версию ещё по осени предлагал Рыбарь. Если это правда, то это обозначает, что степень погрома на подстанциях 750 кВ до сих пор представлялась заниженной, получается, что на Украине вообще не осталось резерва автотрансформаторов 750/330 кВ (напомню, что на подстанциях на 10.10.2022 однофазников 750/330 кВ было 51 штука (ещё 11 стояло на АЭС), а для функционирования схемы в минимальной конфигурации их необходимо всего 15 штук) и перед ними неиллюзорно стоит проблема перетоков между этими двумя номиналами.

Б) Недавно тоже Укрэнерго хвасталось, про обустройство ещё одного интерконнектора в Европу. Кандидат тут ровно один: ВЛ 750 кВ Хмельницкая АЭС — Жешув (Польша). А вот с её номиналом не совсем понятно, украинцы что-то там несли про европейское напряжение, 400 кВ. На первый взгляд, идея перевода ВЛ 750 кВ на 400 кВ кажется дурацкой, ведь вроде как всё оборудование на обоих концах на месте, да и сама ВЛ визуально вполне себе. Но это только на первый взгляд. То, что с оборудованием что-то не то, говорили и сами украинцы — в отличие от других трансграничных ВЛ (того же молдавского транзита или ВЛ 220 кВ Добротворская ТЭС — Замосць) её не включили ни сразу при синхронизации систем в марте, ни после ударов по энергосистеме осенью. Зеленский вообще озвучивал, что она будет включена в декабре 2022 года, но и этот срок не был выполнен. Можно предположить, что дело не в том, что нет оборудования 750 кВ (оно всё-таки должно быть в избытке), а в том, что реконструкция была более глобальной, с переводом этой ВЛ на это самое европейское напряжение 400 кВ. Что для этого нужно сделать?

1) Установить на ОРУ Хмельницкой АЭС автотрансформаторную группу 750/400 кВ (из того же Жешува, который находится на расстоянии примерно 500 км (по автодорогам) от АЭС) с хотя бы подобием ОРУ 400 кВ (в виде одного выключателя с соответствующим оборудованием);

2) Реконструировать ОРУ 400 кВ ПС Жешув — заменить существующие трансформаторные выключатели 400 кВ на линейные (с соответствующей реконструкцией сопутствующего оборудования). Задача не видится особо сложной, потому что речь про ходовое европейское напряжение. Плюс в качестве ошиновки вполне пойдёт (с минимальным переустройством) существующая ошиновка 750 кВ.

Что это даёт?

1) Польша избавляется от нафиг ей не нужной подстанции 750 кВ, которая у неё ровно одна;

2) Рабочее оборудование 750 кВ с ПС Жешув поступает в качестве резервного украинцам, что последних не может не радовать;

3) Фактически начинается реконструкция украинских сетей 750/330 кВ под европейский стандарт 400/220 кВ (с надстройкой, возможно временной, в виде 750 кВ);

4) Расположение автотрансформатора на АЭС менее опасно (они ни разу не попадали под удар), чем на подстанциях (которые как раз постоянно огребали);

5) Для самой ВЛ это обозначает ощутимую прибавку в надёжности. Линия, конечно, не сказать, чтобы суперстарая — ей сейчас около 40 лет, на той же Украине полно линии и куда старше, но из них около 30 лет она скорее всего обслуживалась по остаточному принципу, если вообще обслуживалась. А тут появляется возможность резко, процентов на 20-30, уменьшить нагрузки (не токовые, а механические) на неё. На этой ВЛ 750 кВ расщепление фазы на четыре провода, а для 400 кВ характерно — на три или вообще два. Таким образом, два лишних провода можно снять, соответственно, уменьшив нагрузку.

В общем, ПМСМ, идея вполне себе рабочая. И у неё есть подтверждение прямо из видео Укрэнерго. В конце там показан автотрансформатор в окружении ячейковых порталов.

Автотрансформатор в окружении ячейковых порталов
Автотрансформатор в окружении ячейковых порталов

Но для украинских (да и не только) подстанций характерны отдельностоящие порталы.

Отдельностоящие порталы на ПС 750 кВ Киевская. Кстати, заметна разница и между самим автотрансформаторами, даже по виду линейных вводов - это тоже говорит про то, что это, скорее всего, не 750/330 кВ, как минимум, не однотипный украинским
Отдельностоящие порталы на ПС 750 кВ Киевская. Кстати, заметна разница и между самим автотрансформаторами, даже по виду линейных вводов - это тоже говорит про то, что это, скорее всего, не 750/330 кВ, как минимум, не однотипный украинским

А вот на ОРУ Хмельницкой АЭС – они самые, ячейковые.

Вид на ОРУ 750 кВ Хмельницкой АЭС. Развитая система ячейковых порталов
Вид на ОРУ 750 кВ Хмельницкой АЭС. Развитая система ячейковых порталов

Правда, для нормальной работы ВЛ одного автотрансформатора маловато, нужно три. Зато повторно маршрут уже можно не прорабатывать – где протащили один, там протащат и ещё два.

В общем, похоже, что украинцев опять надули. По факту, вместо реконструкции украинской сети к предстоящей зиме, речь идёт об организации ещё одного канала возможного экспорта электроэнергии...