Детские воспоминания и установки руководят нами всю жизнь. Даже во взрослом возрасте, даже когда объяснил и доказал себе их вред и сформулировал новые и полезные, снова и снова воспроизводишь усвоенные в детстве способы реагирования.
То же верно и для учебной информации. Первые детские знания ярки и прочны: они ложатся на tabula rasa (чистую доску). Все последующие – палимпсест – рукопись поверх стертого текста, где сквозь новые знаки просвечивают старые.
Адаптированная под ребенка 5-8 лет неполная картина мира так прочна , что не пускает более полную и точную информацию. Педагогическое воздействие часто оказывается бессильным.
А у вас есть такие примеры из обучения языкам или другим предметам?
Вот самые яркие и наболевшие примеры из моей практики:
«Слово отвечает на вопрос «какой?» - это прилагательное». Нет! Есть еще 3 варианта.
«Существительные относятся к одному из 3-ех склонений». Нет! Есть еще 1 вариант.
«Сказуемое – это глагол, а глагол – это сказуемое». Нет! И сказуемое, и глагол могут быть кем угодно!
«В любом английском предложении должны быть is, are, am! Нет!
А для вас вышеприведенные примеры верны?
Как же решать эту проблему?
Во-первых, детям надо с детства говорить правду (а не полуправду) и хотя бы очерчивать полную картину. Например, рассказывая о животных Европы, Азии и Африки, хотя бы упоминать обе Америки, Австралию и Антарктиду; утверждая, что птицы летают, все-таки делать оговорку насчет страусов и пингвинов.
Во-вторых, психоанализ жив), и в статье я пофантазировала, как его можно применить на занятии.
Психоанализ на службе педагогики. Фантазия.
Психоанализ, насколько я знаю, решал эту проблему через воздействие на бессознательное (введение в транс, гипноз): человек погружается в детские воспоминания, психоаналитик нащупывает «пусковую кнопку» мешающей установки и меняет ее на адаптивную, не приводя пациента в сознание. Количество процедур варьируется. В книге про моего любимого Эриксона описан случай, как он вводил девушку в гипноз и в результате поменял её детские воспоминания: в них появился вымышленный друг-помощник, который стал давать чувство защищенности и поддержки в настоящем.
В доковидные годы очных занятий частенько хотелось предложить человеку прилечь на кушетку, погрузить в расслабленное состояние и «поколдовать» с лингвистическими установками.
Итак, попробуем.
«Пожалуйста, приляг на диван, вот тебе подушечка. Ложись удобнее, расслабься, дыши глубоко и ровно. Смотри на ракачивающийся кулон в моей руке.»
«Тебе 8 лет. Ты во 2-ом классе. Сидишь за партой. С кем ты сидишь? Учительница у доски. Как ее звали? Как она выглядела?»
«Учительница пишет на доске: «красный», «большой», «добрый». Спрашивает: «Дети, на какой вопрос отвечают эти слова? Вы отвечаете: «<Какой?>» Учительница спрашивает: «Что эти слова называют?» - «<Признаки предмета>» - «Правильно, - говорит учительница. – Эти слова - имена прилагательные».
Клиент расслаблен и спокоен, дыхание ровное, глубокое.
А дальше я начинаю достраивать картину.
«Учительница пишет на доске: «первый», «второй», «пятый». Спрашивает: «Дети, на какой вопрос отвечают эти слова? Вы отвечаете: «<Какой?>» Учительница спрашивает: «Что эти слова называют?» - «<Номера>» - «Правильно, - говорит учительница. – Эти слова – числительные».
У клиента начинают подрагивать веки, дыхание слегка сбивается, тело напрягается.
Гладим по голове, успокаиваем. Усиливаем гипнотическое воздействие.
«Учительница пишет на доске: «любой», «каждый», «такой». Спрашивает: «Дети, на какой вопрос отвечают эти слова? Вы отвечаете: «<Какой?>» Учительница спрашивает: «Что эти слова называют?» «<Ничего>» - «Правильно, - говорит учительница. – Эти слова – местоимения. Повторите: «Местоимения».
Клиент приоткрывает глаза, руки приходят в беспокойство, дыхание учащается.
Гладим по голове, говорим: «ш-ш-ш», мягко похлопываем по рукам. Углубляем сон.
Теперь самое трудное.
«Учительница пишет на доске: «бегущий», «кричавший», «читаемый», «жаренный». «Дети, на какой вопрос отвечают эти слова? Вы отвечаете: «<Какой?>» Учительница спрашивает: «Что эти слова называют?» - «<Действия>» - «Правильно, - говорит учительница. – Эти слова - причастия».
Клиент приходит в сильное беспокойство, он вот-вот проснется, его руки и ноги в сильном беспокойстве. Приходится сосредоточить все свои гипнотические способности.
Сеанс завершаем фразой:
«Теперь учительница обращается к тебе: « …. , какие части речи отвечают на вопрос «какой?» И ты отвечаешь: «<Прилагательные. Числительные. Местоимения. Причастия>».
После этого пробуждаем клиента.
Как-то так. Кстати, надо попробовать. Думаю, потребуется от 5 до 10 сеансов.