Найти тему
ИстАдмин

Политеизм как национальная религия: брахманизм и индуизм

Древнеиндийская религия (брахманизм) имеет те же корни, что и зороастризм, поскольку выросла из общеарийских представлений о борьбе ахуров (асуров) с дэвами. В отличие от зороастризма, полностью сохранились все священные книги брахманима (позже ставшие таковыми и для индуизма) – веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), брахман (комментарии к ведам) и упанишады (дополнения и комментарии к брахману, философские трактаты). Брахманизм начал складываться с середины второго тысячелетия до н.э., после вторжения арийских племен на территорию Индии.

Точное количество богов и их иерархия в брахманизме неизвестна (в различных ведах говорится о разном числе богов – 33, 3399 и т.д.), но самым популярным (по количеству посвященных ему гимнов) является Индра – бог-воитель и одновременно бог грома и молнии. Важную роль играли боги Варуна и Дьяус – соответственно боги ночного и дневного неба, а так же Агни – бог огня. Центральное место в мифологии брахманизма занимала борьба между асурами и дэвами, первые из которых позднее трансформировались в злых духов, а вторые – в добрых. Идея загробной жизни как таковая отсутствовала (хотя определенные представления о реинкарнации существовали у завоеванного местного населения – дравидов), а земная жизнь сводилась к необходимости соблюдения вселенского закона (рита) и тех установлений, которые соответствовали варне, в которой был рожден человек (дхарма).

Однако брахманизм не мог удовлетворительно ответить на целый ряд вопросов, связанных с мирозданием, что стало одной из причин появления в VIв. до н.э. новых учений (буддизм и джайнизм). Как реакция на них произошла серьезная реформация брахманизма, что привело его к превращению в индуизм (этот процесс начался в V в. до н.э., а завершился примерно во IIв. н.э.). Именно в эту эпоху начинается храмовое строительство, призванное «приблизить» богов к людям, происходит переход от поклонения силам природы к поклонению богам, олицетворяющие более сложные понятия.

-2

В индуизме на первый план вышла троица богов, объединенных наименованием тримурти, которые в брахманизме находились на вторых ролях – Брахма (бог-творец), Вишну (бог-хранитель мира) и Шива (бог-разрушитель мира). При этом отдельный культ Брахмы как таковой отсутствует, поэтому в индуизме существует два течения – вишнуизм и шиваизм. В индуизме возникает идея аватары – воплощения бога, существующего независимо от самого бога. Именно в виде аватара бог может снизойти на землю и непосредственно помогать своим почитателям. Богом, с наибольшим количеством аватар является Вишну (десять основных), самым известными и популярными из которых являются Рама (герой поэмы «Рамаяна») и Кришна (самостоятельный бог, герой многих мифов).

Ключевое место в индуизме занимает идея перерождения (колесо сансары), заимствованная ариями у местного населения. Будущее воплощение напрямую зависит от кармы, под которой в общих чертах понимается вся совокупность поступков человека за все его предыдущие жизни. Правильность поступка определяется его соответствием дхарме, которая своя у каждой из групп населения Индии (варн и каст). Но следование дхарме может обеспечить только лучшее воплощение в будущей жизни, тогда как главной целью человека в индуизме считается достижение мокши (освобождения от цепи перерождений, полный уход из мира). Достижение мокши в рамках индуизма возможно двумя путями – либо самостоятельными активными действиями (что почти невозможно из-за отсутствия четкого представления о том, что именно необходимо делать для этого), либо ревностным поклонением одному из двух основных богов – Вишну или Шиве.