Этот мужчина действительно позвонил Жанне через пару дней.
- Жанна, здравствуйте. Это Павел, мы познакомились у Кристины, помните меня?
Жанна подтвердила, что, да, помнит.
- Мы могли бы встретиться... к примеру, завтра. Я просил Вас рассказать о специалистах, которых Вы знаете, тоже не забыли, наверно?
Жанна снова подтвердила, что всё помнит.
- Я только не очень уверен, где удобнее. У Вас нет еще собственного кабинета?
- Нет.
- Я так и подумал... Ко мне в офис Вас приглашать было бы неудобно. И у стен есть уши, сами знаете. А мне не хотелось бы, чтобы мои архаровцы хоть что-нибудь прознали. Это преждевременно. Вот я и подумал... Знаете, в ресторане, в хорошем ресторане было бы вполне удобно. Днем. Когда там нет гуляющей публики. Но я не уверен... - мужчина замялся. - Мне не хотелось бы доставлять Вам даже малейших проблем. Это деловая встреча. А Ваш муж... совсем не хотелось бы, чтобы он подумал лишнее. Вот я и думаю...
- Я в разводе, - сообщила Жанна, прервав его речь.
- Вот как... Я еще отметил, что там, у Кристины, Вы были одна. Но... мало ли... Она Вас так представила...
У Жанны слегка кольнула сердце. Да уж, что было, то было.
- Я и подумал, что... просто пригласила как своего специалиста...
Он мог и не продолжать. Понятно - просто как своего специалиста, которого можно и не приглашать с мужем.
Он и не стал продолжать об этом, только сказал:
- Ну что же, если в ревность бросаться некому...
Пауза. "Бросаться в ревность" ведь может не только муж.
- Некому.
- Тогда... Вы не откажетесь? Ресторан хороший, - он назвал, какой именно, ресторан, и правда, был отличный, - место для меня там будет, и самое удобное для разговора, в глубине, не в кабинке, нет, не беспокойтесь, - Жанна и не беспокоилась, даже и не думала об этом. - Народу там в это время немного, так что поговорим совершенно спокойно.
Он назвал время, время вполне устраивало Жанну. На следующий день у нее было записано всего пара клиенток, да и то - ближе к вечеру. А Ева уже привыкла оставаться одна, да и не маленькая уже, хорошо справлялась.
На следующий день Павел заехал за ней.
В ресторане он поведал, что проблемы у него связаны с работой. Жанна это поняла и прежде.
- Архаровцы мои... Как сказать-то... В общем, в течение года, ну... чуть больше, ушли люди, как-то так совпало. Да и не просто совпало, времена-то такие начались, сами знаете. Кризис. Работы по-прежнему много, а вот с оплатой заказчики стали притормаживать. В общем, все эти дела всем известные. Ну вот... Трое моих архаровцев нашли работу в Москве, уехали. Одному дядя оставил двушку в Питере, наследство. Тот квартиру не стал продавать, а попросту туда переехал. Еще один уехал в Германию. И друга своего туда перетянул, - он замолчал. - Знакомая ситуация... - на лицо Павла легла легкая тень. - Впрочем... Это к делу не относится. Еще одна девушка подалась в декрет. Вот так как-то и получилось, что за не очень продолжительное время фирма лишилась ряда сотрудников. Раньше тоже, конечно, уходили, но вот чтобы так много, и чуть более чем за год... Вот такого никогда не было. У меня в конторе и работают-то человек тридцать... Ну, это основной состав, конечно, я не говорю про технический персонал. Так что прореха оказалась основательная. Конечно, я находил новых специалистов. Но... понимаете, Жанна, вот такая закавыка, которую я и сам-то толком не понимаю. Раньше... раньше тоже, конечно, не скажешь, что тишь да гладь, да божья благодать. Но все же вполне рабочие отношения, в общем и целом нормальная обстановка была. А сейчас... Да подсиживать там никто никого не подсиживает! У каждого - свой фронт работы, а если объединяются для решения общей задачи, то каждый тоже делает что-то свое. И получают все нормально. Нет, они, конечно, друг друга не подсиживают. Но стали какие-то... не знаю... группировочки, что ли... В общем, идет какая-то мышиная подковерная возня, в которой я и сам толком не могу разобраться. И все это совсем не способствует делу. А тут, недавно, еще двое заявили, не одновременно, но как-то друг за другом, с разницей в пару недель, что увольняться хотят. Увольняться? В наше время? Нет, конечно, я понимаю, такие специалисты, да в нашем отнюдь немаленьком городе, всегда работу себе найдут! Оба - давно у меня работают, старая гвардия, можно сказать. Спрашиваю: что, зарплата не устраивает, лучше нашли? Мнуться. Потом немного по-разному, но каждый признался, что работать в такой обстановке не по душе, неприятно. Потом еще одна девица подошла, с жалобами. "Примите меры". Какие? Да фигня какая-то, жалобы ее. Девица - вот эта из новеньких. В общем, ерунда какая-то, но происходит, то тут, то там. Не нравится мне все это! Двоих, тех, кто собрались увольняться, я пока уговорил остаться, пообещал зарплату немного поднять, значительно - не могу сейчас. Но вот, чувствую, если ничего не сделать, коллектив будет разваливаться!
- Может быть надо какой-то тренинг... - подала голос Жанна.
- Да думал я! Нет, тут тренингом... да не проймешь их! Надо выявить все точки, эти... болевые. Что-то не так. И никакой тренинг сплоченности не поможет, раз там внутренние какие раздраи. Вот их и надо ликвидировать. Я подумал... Брать психолога на постоянной основе? Да начхают они. Тут такой нужен... Глыба. Чтобы архаровцев моих пронять. А это не просто. Они... головы у них варят так, как обычным людям не снилось. Тут каждого разговорить надо. Значит, для каждого - консультация. Только ведь и это нужно сделать, чтобы не просто так пришли они к психологу, для галочки, раз начальник велел, да и в уши психологу что-то нажужжали. А чтобы всю подноготную выложили! Мне их подноготная не нужна, пусть будет что-то тайной, что мне как руководителю сказать не захотят, я все понимаю. Пусть это будет между ними и психологом. Но чтобы сработало! Чтобы эти подковерные движения прекратились, чтоб работать стало нормально, каждому. Вот такая нелегкая задача, Жанна. И любой специалист для этого не подойдет.
- Я уверена, что Ангелина Викторовна справится.
- Возможно, Жанна, возможно. Но я посмотрел на ее сайте ее фотографию, она такая, полноватая, да?
- Она невысокая. И не полноватая, просто тип телосложения такой.
- Ну... это неважно. Но видели бы Вы моих архаровцев! Это - давно в прошлом, миф этот, что программисты - бородатые мужики, не очень ухоженные, в свитерах с оленями. Сейчас совсем не так. Народ у меня - молодые, в основном, лет 25 - 35. Есть несколько человек постарше, около сорока и чуть за сорок, немного младше меня. Но все равно. Все спортсмены. Каждый своим увлекается, но все чем-то занимаются, абсолютно все. Подтянутые, красавы, все за собой следят, и очень. Я и сам... в общем, всегда чем-то занимался, спортом, а сейчас новым увлекся, - Павел улыбнулся, вероятно вспомнив что-то приятное. - Так вот... Ангелина ваша - не спортивная. И это, поверьте, имеет значение. Хотя бы на первых порах. Потом, конечно... Но... Я вообще думаю, что лучше, если консультантом будет мужчина. Не стану пространно объяснять, почему. Просто поверьте - это так. Ну вот, коротко я обрисовал Вам ситуацию. А теперь мне интересно, что скажете Вы. Каких специалистов Вы знаете?
Жанна уже подготовилась, и не только была готова рассказать обо всех, кого знала, но и записала координаты каждого. Телефоны некоторых она знала, рабочие, конечно. А про других могла рассказать, где они работают.
Павла это вполне устраивало.
- Я навел справки о вашем университете. У нас-то здесь - филиал, а головной университет - в Москве, да?
- Да, - подтвердила Жанна.
- Посмотрел. Там, в Москве, в вашем университете преподают многие специалисты из МГУ. И здесь тоже.
- Ну да, к нам они тоже приезжают, в основном москвичи у нас преподают. Но и местные преподаватели - очень хорошие.
- Вот, - довольно сказал Павел. - Я так и понял, кого попало они в этот университет не берут, чтобы преподавать. Местные преподаватели - тоже все со званиями. Значит, и с местными практиками с лучшими сотрудничают, похоже.
- Да. Очень хорошие специалисты, - подтвердила Жанна. - Я ведь почему Вам говорила про Ангелину Викторовну? Не потому, что она прямо лучше всех. Но она отличный спец. Это я по себе знаю как ее клиентка. Она меня консультировала, в самом начале, я после ее консультаций и задумала идти учиться. А другие практикующие психологи... у них я только обучалась. Но тоже очень хорошие. Только телефоны я не у всех знаю.
- Это неважно, - прервал ее Павел. - Есть имена-фамилии, должности, места работы, телефоны узнать не проблема.
Павел поблагодарил ее за помощь и положил конверт на стол.
- Нет, не нужно, - принялась отнекиваться Жанна. - Я и не сделала ничего особенного. И такой обед вкусный. Благодарю, - она отодвинула от себя конверт.
- Это я Вас благодарю, Жанна, - сказал мужчина. - И позволю дать Вам небольшой совет, не обижайтесь. Я предприниматель, да и старше Вас. Учитесь ценить собственное время, оно дорогого стоит. И... у Вас же есть дети? Или нет?
- Дочь.
- Вот, - удовлетворенно сказал он. - Деньги никогда не лишние. Особенно когда есть дети. Сделаете презент дочери. Берите, не отказывайтесь, я конверт не заберу.
Жанна неловко кивнула, положила конверт в сумку. "Ценить свое время". Он, конечно, прав. Значит, и правда, полезная для него информация.
Позже, когда Павел отвез ее домой, и в последующие дни, она иногда думала о том, что, наверно, не то что собственное время, а и себя она стала ценить меньше, чем когда-то в юности.
______________________________
Продолжение // Начало здесь