Все мы, наверняка, помним сказку, как девушка очутилась во дворце с невидимыми слугами и стала женой не сильно привлекательного хозяина дворца. Психологи часто используют этот мотив, чтобы разъяснить нам о красоте души. И вообще, кажется, что эта история иллюстрирует такие изречения наших предков, как «с лица воду не пить», «стерпится-слюбится», «мужчина должен быть чуть красивее обезьяны».
Только вот сказка эта вообще не о том. Существует несколько ее вариантов («Красавица и чудовище», «Финист Ясный сокол», «Аленький цветочек», «Задвижка» и пр.), но все они восходят к «Метаморфозам» римского писателя Апулея. Главная героиня, как и наши сказочные красавицы – одна из трех сестер. Оракул предсказал ей печальную участь – стать женой «ужасного дракона». Погрустив, батюшка-царь нарядил ее в погребально-свадебное платье и с торжественно-похоронной процессией отвел к обрыву.
Апулей, кстати, не объясняет, зачем вообще неземной красоты царевну надо вести к обрыву, но рассказывает, что это богиня любви Афродита позавидовала и велела сыночке Купидону (он же Эрот, он же Амур) наказать зарвавшуюся девку. Пускай, мол, полюбит самого мерзкого, кого только можно найти, кольни её стрелой как следует, чтоб знала, как богине равняться…
А сейчас – следите за пальцами: прекрасный принц (в данном случае бог) превращается в чудовище! Во-первых, слова оракула запали деве в душу. Во-вторых, влюбившийся с первого взгляда Амур велит перенести красавицу в свой дворец, но не показывается ей на глаза при свете дня. Только по ночам. Вернее, посещает, так как, судя по всему, в том дворце по ночам хоть глаз выколи – ничегошеньки не видно. На ощупь наша Психея понять не может, стоит ли дальше жить с этим персонажем. И сам он ей внушает: «Не пытайся узнать, кто я». Да тут ещё сестрички в гости нагрянули и давай нашептывать: «Это чудище, и родишь ты от него такое же чудище!»… Ну, как-то так. Сложилось в голове у царевны, что муж её чудовище, и решила она его, по наущению сестер, разглядеть как следует, и, в случае чего, устранить физически…
Пока я читала вариант сказки Апулея, у меня возник вопрос: за что девушку потом так изощрённо наказали? Она же никого не убила, просто посмотрела красивое… Но расплата за нарушение запрета была жестокая: сначала изгнание, да такое, что ни одна богиня её не приняла под защиту, затем наказание Афродиты (она же Венера). Кроме того, что пришлось отрабатывать как Золушка, ещё и на тот свет отправили по поручению свекровушки. И это только за помыслы?.. А, да, ещё была капля масла из светильника, которая обожгла плечо любимого и, как оказалось, сногсшибательно красивого мужа…
Чтобы понять, ЗА ЧТО, надо получше познакомиться с Купидоном, т.е. Эротом. Классический бог любви – этакий резвый крылатый пухляш, капризный и своенравный.
Но есть альтернативный Эрот, воспетый в орфических гимнах. Он – основа основ, Сияющий, Перворожденный, Явленный, Могущественный, Мудрый. От него пошло племя богов и племя людей золотого века. Рожденный из Хаоса, он являлся хозяином ключей неба и земли, моря и эфира, и даже царства мертвых. И внешность у него, возможно, тоже была специфической. По некоторым версиям, Эрос был двуполым, имел четыре головы: быка, льва, змеи и барана, а за спиной его сияли золотые крылья (такой образ характерен для богов древних народов Ближнего Востока).
И, скорее всего, он был связан более с культом змеи. Во-первых, у Апулея упоминается дракон, во-вторых, в этой сказке Амур назван сыном Зевса. Зевс же в орфических гимнах принимал облик змея (сын змея, по логике, тоже змей). Но это не исключает и человекоподобного облика Купидона. В мифах греческие боги то и дело в кого-нибудь превращались, особенно этим грешил громовержец, падкий на женскую красоту. Вероятно, такие превращения были связаны отнюдь не с прихотью или желанием незаметно подкрасться к ничего не подозревающей деве. Вполне может быть, что, во-первых, это отголоски мифов о происхождении людей от животных. Во-вторых, могло существовать некое верование о том, что человек не может созерцать богов в их истинной сущности. Так же как с ангелами, которые принимают облик, понятный взору и уму человека.
А вот теперь представьте: могущественный бог берет в жены пусть и прекраснейшую, но всё же обычную деву и говорит что-то типа: «Сестер не слушай, слушай меня. И думать забудь меня увидеть, это святотатство». Она же, развесив хорошенькие ушки, верит россказням сестриц, что спит с ней по ночам огромный змей (да-да, опять же змей). И соглашается от него избавиться, что вообще-то неслыханно – чтобы простой человек хотел умертвить бога! Думается мне, что за одно это намерение можно покарать. В принципе, просто за нарушение божественных запретов всегда наказывали строго. Да еще, представьте себе, Сиюящего бога пытаться осветить каким-то масляным светильником, чтобы разглядеть в темноте..! По-моему, тут любой мужчина оскорбится))
В целом, история закончилась хорошо: Психея покорно исполняла многочисленные приказы-капризы свекрови Венеры, в конце-концов вдохнула из коробочки мертвенный сон, Амур её пробудил уколом своей стрелы, напоил амброзией, и стала она богиней.
Это я всё к чему: чудовище из всем известной сказки было, по сути, божеством, умевшим принимать разный облик, как и многие другие боги. А встреча его с красавицей была предначертанием, на которое не смогла повлиять даже сама Афродита. Хотя, если судить по поведению последней, возможно, под этим именем в сказке скрыта другая, более древняя прародительница Эрота – в некоторых мифах он был рожден от Эреба (бога вечной тьмы) и Никты (богини Ночи). Тогда можно понять и появление его лишь в темное время суток)) Отсюда же, возможно, и его боязнь показаться при свете пламени (но это не точно).
Исследователи по-разному трактуют эту сказку-миф. И как описание обряда инициации, и как миф о единении души и любви. По-моему, суть здесь не в обряде, а в верности. Это история о нежданной удаче, доверчивости и предательстве, о наказании и прощении...
На стопроцентную истину не претендую, ваши версии тоже можете написать в комментариях. Будете критиковать – прошу: по делу. Вы уже в курсе: «бред», «чушь» и прочее несодержательное удалю.
Спасибо, что дочитали!
С уважением, Наталия Трясцина.