Найти тему
Историк-любитель

Как зарождались танки. Часть первая

Оглавление

Ещё в древние века военачальники мечтали о защищённой боевой колеснице, которой не могли навредить ни стрелы, ни мечи, но её мощь была бы достаточной для штурма крепостей и битвах на открытой территории. Но развитие инженерно-конструкторской мысли не всегда соответствовало желаниям полководцев - первые наброски защищённых боевых машин появились лишь в XV веке…

Танк Т-34 образца 1944 года с 85-мм орудием. Фотография в свободном доступе.
Танк Т-34 образца 1944 года с 85-мм орудием. Фотография в свободном доступе.

Ты помнишь, как всё начиналось?

Первыми техническими устройствами, очень отдалённо, но всё же напоминающими танки, стали… древние осадные башни! В них бойцы могли подбираться к вражеским стенам под некой защитой, при этом могли “поливать” стрелами всё вокруг - хватило бы только стрел! Конечно, полного функционала танков такие башни не имели - маневренности никакой, возможности прорывать фортификационные сооружения противника - тоже. Единственным назначением башен стала доставка войск к крепостным стенам под защитой от стрел и метаемых со стен копий и камней. Но “техника” страдала от огня - могло хватить одной зажигательной стрелы для того, чтобы загорелась вся башня. Ну и с изобретением арбалетов, особенно тяжёлых, осадные башни перестали давать защиту атакующим.

Осадная башня македонцев. Изображение в свободном доступе.
Осадная башня македонцев. Изображение в свободном доступе.

Следующим витком инженерно-конструкторской мысли стала боевая машина Леонардо да Винчи, проект которой был создан в 1487 году. Она уже была близка по концепции к современным танкам - самоходная тележка (правда приводимая в движение мускульной силой) на четырёх колёсах, с выделенной командирской башенкой для обзора и несколькими орудиями (от четырёх до шестнадцати) по кругу. Строить машину предлагалось из железа и дерева. Но, как и многие изобретения да Винчи, боевая колесница так и осталась лишь на бумаге.

Боевая колесница Леонардо да Винчи, восстановленная по чертежам. Фотография в свободном доступе.
Боевая колесница Леонардо да Винчи, восстановленная по чертежам. Фотография в свободном доступе.

На пути к танку

Следующим шагом на пути к созданию танка можно считать “чётки из катков” Д’Эрмана, созданные в 1713 году. Это подобие гусениц было предназначено для обеспечения подвижности телег, движущихся по рыхлому грунту, повышая тем самым проходимость. Однако будущие гусеницы приводились в движение запряжёнными лошадьми, от этого в проходимости телега особо не выигрывала. Да и масса этого привода была немалой, а значит, телега ещё и утяжелялась - значит нужно запрягать больше лошадей. Спустя 105 лет, когда другой француз, Дюбоше, получает патент на производство экипажей с бесконечными рельсовыми путями, начинает оформляться современный вид гусеницы, состоящей из отдельных пластин, соединённых между собой посредством шарниров.

Схема трактора Джона Хиткота. Изображение в свободном доступе.
Схема трактора Джона Хиткота. Изображение в свободном доступе.

В 1826 году англичанин Джордж Кейли запатентовал бесконечную гусеницу, более совершённую, нежели проект Дюбоше. А уже в 1837 году, другой англичанин, Джон Хиткот придумал, как соединить паровой двигатель и гусеницы, создав таким образом прообраз трактора, но страдавшего от невозможности управления - он мог ездить лишь вперёд, не сворачивая. Эту конструкцию немного усовершенствовал механик из Российской Империи Фёдор Абрамович Блинов, создав в 1877 году прототип машины, оснащённой сразу двумя паровыми двигателями, каждый из которых приводил в движение одну гусеницу. Таким образом, “трактор” Блинова уже был управляемым, что стало своеобразным прорывом в гусеничной технике. Однако “трактор Блинова” был довольно сложным в реализации, а значит - очень дорогим, потому в серию он не пошёл. Ещё довольно долго трактора производили по полугусеничной схеме - переднее колесо, задающее направление и гусеницы на месте задних колёс, обеспечивающие движение по любым поверхностям. Однако вполне себе надёжные гусеницы были разработаны лишь в начале ХХ века, когда появились удачные трактора Хольта и Ломбарда.

Трактор Блинова. Изображение в свободном доступе.
Трактор Блинова. Изображение в свободном доступе.

Иное развитие получала броня - опыт в создании бронелистов в мире был примерно с середины XIX века, когда боевые суда впервые обшили стальными листами во время Крымской войны. Но обшивать повозки стали лишь спустя двадцать лет, когда фирма “Шнейдер-Крезо” представила броню из мягкой литой стали, а спустя ещё двадцать лет немецкий промышленник Крупп получил сравнительно лёгкую броню из легированной стали. Именно такими листами был обшит “сухопутный поезд” Темплера - три повозки, паровой автомобиль-тягач и два 150-мм полевых орудия были обшиты листовой бронёй толщиной в 6,5 мм, которую не могли пробить винтовочные пули даже в упор.

Первые проекты

В 1874 году Эдуард Буйен предложил довольно любопытный вариант “сухопутного бронепоезда” - грубо говоря, каравана из восьми вагонов, обшитых листовой сталью, поставленных на гусеницы и вооружённых пушками и пулемётами. Приводить всю эту конструкцию должен был бронетрактор, оснащённый паровым двигателем мощностью всего в 40 л.с. (к слову - современные малолитражки нередко имеют большую мощность). Примерный вес сооружения составлял около 120 тонн - представляете, с какой скоростью это “бронечудовище” должно было двигаться? Но дальше теории дело не сдвинулось - бронепоезд Буйена не заинтересовал военных.

"Сухопутный бронепоезд" Буйена. Изображение в свободном доступе.
"Сухопутный бронепоезд" Буйена. Изображение в свободном доступе.

Спустя 30 лет появился проект Левассера, который уже хоть и отдалённо, но напоминал современный танк - обшитый бронированной коробкой трактор, вооружённый 75-мм орудием. Но и проект Левассера был отклонён - дескать, зачем нам такая безделица? Но если бы французское командование знало, что начнётся через десять лет…

Танк Гунтера Бурштыня. Макет, собранный по чертежам, фотография в свободном доступе.
Танк Гунтера Бурштыня. Макет, собранный по чертежам, фотография в свободном доступе.

В 1911 году австро-венгерский инженер Гунтер Бурштынь разработал свой проект самоходной боевой машины, построенной по привычной сегодня компоновке - танк с вращающейся башней, обеспечив своему детищу повышенную проходимость по бездорожью благодаря длинным полозьям, закреплённым с передней и задней части боевой машины, вооружённый 75-мм полевой пушкой. Но в военном ведомстве, где он неоднократно пытался “протолкнуть” свою разработку, ему посоветовали “не заниматься ерундой, а ежели есть желание чего-то придумать, так придумать полезное армии”. Однако Motorgeschütz был действительно неплох для своего времени, хоть и выглядел несколько несуразно.

"Бронеход Менделеева". 3D модель находится в свободном доступе.
"Бронеход Менделеева". 3D модель находится в свободном доступе.

Были некоторые разработки и в Российской империи - к примеру, “бронеход Менделеева”, “вездеход Пороховщикова”, колёсный танк Лебеденко - все они отличались оригинальной конструкцией. “Бронеход Менделеева” к примеру, представлял собой бронированный короб, вооружённый 75-мм орудием. Причём в боевом положении короб на пневмоприводе опускался на землю, создавая таким образом откатный тормоз, не разрушающий гусениц. “Вездеход Пороховщикова” представлял собой лёгкую пулемётную машину с комбинированным (колёсно-гусеничным) приводом, способную преодолевать серьёзные препятствия на местности. Про колёсный танк Лебеденко говорить можно долго - монструозного вида боевая машина, к счастью, не попавшая на фронт и не ставшая посмешищем для противника. Однако ни одна из этих разработок не продвинулась дальше прототипов, несмотря на выделенные казной средства на постройку - закостенелость военных чинов в Российской империи временами удивляет, если заглянуть в анналы истории.

Первый серийный

Первый танк появился в Великобритании и немалое участие в его создании проявил Уинстон Черчилль, будущий премьер-министр королевства. Под его руководством работал Комитет по сухопутным кораблям, под эгидой которого и проходила разработка и серийное производство танков. Сказать, что британцы первыми увидели перспективы танков можно с натяжкой - скорее, они первыми увидели, как их можно применить в боях. И немаловажную роль в этом сыграла Первая мировая война, к 1915 году перешедшая в позиционную - относительный паритет в вооружениях дал резкий скачок в оружейной промышленности. Появлялись новые виды оружия, направленные не на победу. Их направляли на молниеносную победу, где вся битва должна заканчиваться максимум за несколько дней, а не длиться месяцами как раньше, принося всё больше и больше человеческих жертв.

Малыш Вилли, первый реально испытанный прототип боевой гусеничной машины. Фотография в свободном доступе.
Малыш Вилли, первый реально испытанный прототип боевой гусеничной машины. Фотография в свободном доступе.

Итак, первые реально рабочие прототипы появились в Великобритании, строили их на базе гусеничных тракторов Хольта. Изначально это была железная коробка из бронированной стали, наваренная на шасси гусеничного трактора и вооружённая несколькими пулемётами. Однако в силу несовершенства конструкции выявились низкие вездеходные качества боевой машины - их использование на полях сражений получалось затруднительным. Пришлось в корне пересматривать концепцию ходовой части будущего танка. В итоге переделали лишь движитель, а базу ходовой части и корпуса сохранили с минимальными изменениями. Новый танк получил название Mark I и предстал перед противником во время битвы на Сомме, 15 сентября 1916 года. Своим появлением на поле боя танки произвели настоящий фурор - вид грозной, лязгающей, дребезжащей машины, поливающей всё вокруг огнём, но при этом совершенно неуязвимой для стрелкового оружия, наводил на немецких солдат настоящий ужас. Однако немцы не знали, что танки, которые двигались на их же позиции, были по факту сырыми и недоработанными и имели массу конструктивных недоработок. Дело в том, что из 32 танков, выставленных против немцев, пять машин сломались перед боем, девять застряли в чистом поле, в итоге до немецких позиций с грехом пополам добралось лишь восемнадцать машин. За рычагами управления были не особо опытные танкисты, имевшие по несколько часов наезда за рычагами управления, сами танки не имели никакой амортизации (трясло там будь здоров), внутри танка воняло выхлопными газами, а температура поднималась до 70 градусов. Бывали случаи и летального отравления выхлопными и пороховыми газами. Но свои выводы инженеры сделали, и вскоре представили первые модификации серийного танка, направленные на повышение защиты, изменение материала гусениц, повышение комфорта экипажа.

Британский ромбовидный танк Mk I в "женской" модификации (с пулемётным вооружением). Фотография в свободном доступе.
Британский ромбовидный танк Mk I в "женской" модификации (с пулемётным вооружением). Фотография в свободном доступе.

Выпускались все серии британских ромбовидных танков в двух версиях - “самец” обладавший пулемётно-пушечным вооружением и “самка”, обладавшая только пулемётным вооружением. Как показала практика, пулемётно-пушечное вооружение было более удобным с точки зрения огневой мощи - такая компоновка позволяла бороться с любыми целями противника, в то время как пулемётная компоновка могла “работать” лишь по живой силе противника, находящейся открыто.

Танк Mk.I в "мужской" модификации, с пулемётно-пушечным вооружением. Фотография в свободном доступе.
Танк Mk.I в "мужской" модификации, с пулемётно-пушечным вооружением. Фотография в свободном доступе.

Но не стоит думать, что танки пришли в голову лишь британцам - практически одновременно с ними французы начали разрабатывать собственные танки, сильно отличавшиеся по компоновке и своему устройству. Они использовали шасси танка Хольт без изменений и изначально были пулемётно-пушечными. И именно французам чуть позже удастся “задать тон” танкам будущего.

Продолжение следует…

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, поддерживайте публикации своими лайками и комментариями – впереди ещё много интересного!