Русская государственность - одна из краеугольных проблем, с которой носятся так называемые "антинорманисты", обвиняя так называемых "норманистов" в том, что они приписывают норманну Рюрику авторство внедрения на Севере Руси некоего универсального политического устройства, от которого пошла вся последующая русская государственность. Само слово "государственность" нуждается в дополнительном исследовании и разъяснении. Напомню, что оно происходит от слова "государь", и это совершенно не характерно для скандинавской политической традиции. Однако не будем отвлекаться и посмотрим, а что же было для нее характерно.
Сакральный смысл усадьбы
Скандинавский полуостров покрыт непроходимыми скалами, изрезан фьордами и труднопроходим для пешеходов. В далеком прошлом он еще изобиловал лесами. По этой причине древние датчане, шведы и норвежцы жили обособленными родовыми группами. Они общались редко и чаще всего по воде.
Главным приоритетом большой семьи считалась ее земля. Изначально она считалась ее неотчуждаемым владением.
"Для бонда, - пишет А.Я. Гуревич, - усадьба его отца, в которой он родился, жил, работал ... и которую оставлял, умирая своим детям и другим близким людям, была микромиром, средоточием его интересов".
Скандинавы называли усадьбу "одаль", а себя "одальманами". Слово "одаль" - наследственная земля - означало также "родина". Мир людей в представлениях скандинавов-язычников был большой усадьбой, окруженной миром великанов и чудовищ. Человек и усадьбы были связаны священной связью.
Многие усадьбы отличались богатством, независимостью и высоким положением их владельцев. Об этом говорят их самоназвания: "Дом сильного", "Жилище благородного", "Золотой двор", "Богатая обитель" и т.д.
У каждой усадьбы имелись свои божества и духи-покровители, в честь которых приносились жертвы и устраивались празднества. Вместе с членами семьи в усадьбе жили рабы, вольноотпущенники и бастарды. Равенства внутри усадьбы не существовало. Все население дома находилось под абсолютной властью "бонда" - главы дома.
Роль тингов
Летом бонды и их домочадцы вели активную жизнь. Они плавали в грабительские походы, ловили треску, охотились на тюленей и китов, торговали.
В случае конфликтов между соседями, убийств или заключения имущественных сделок скандинавы собирались на сходки - "тинги". Они существовали в каждом районе (хераде, сотне), а их пределы устанавливались самой природой. Еще раз послушаем А.Я. Гуревича:
"Человек, имевший претензии к другому или обвинявший его в преступлении, должен был явиться к дому обидчика и вызвать его на тинг. Затем от усадьбы к усадьбе передавали стрелу - знак созыва тинга. В назначенный день, обычно в новолуние или полнолуние, все бонды, жившие в одном районе, собирались на отведенном для тинга месте ... и выслушивали стороны и свидетелей. Места сходок считались священными и состояли под охраной богов... Хранителями обычая были наиболее почтенные и старые люди; обычай так и переходил из поколения в поколение, "исконность", старина придавали ему силу и авторитет".
Чтобы оправдаться, обвиняемый должен был принести очистительную присягу, искренность которой подтверждали соприсяжники. Иногда прибегали к испытаниям кипящей водой или раскаленным железом. Наиболее злостных преступников - "нидингов" - карали изгнанием; всякий мог их убить.
При всей значимости тингов в древнескандинавском обществе процветала кровная месть, переходившая от поколения к поколению.
Социальное расслоение и политическая зависимость
Бонды были свободными людьми. Они обладали хозяйственной независимостью и по обычаю, имевшему силу закона, считались равноправными и полноправными участниками любого общественно-политического мероприятия. В то же время между ними накапливалось вполне естественное неравенство: на практике часто торжествовало право сильного, "кто имел больше сородичей и зависимых людей, был богаче и влиятельнее, тот мог навязывать свою волю соседям и участникам тинга. Самоуправство наиболее могущественных и богатых людей, имевших средства заставить считаться с собой всех окружающих, уже тогда не знало границ".
Владения "сильных людей" (стурманов), обросшие мелкими, зависимыми от них усадьбами, превращались в центры общественной жизни, становились местами социального притяжения для всех слабых и беззащитных.
Конунги и ярлы
Время от времени бонды собирались на областные тинги. Здесь они встречались с конунгами или ярлами - правителями обрасти, характер власти которых нуждается в пояснении. Конунги (короли) не могли заставить бондов делать что-то вопреки их воле. На тингах с ними от лица родовых групп (усадеб, херадов, сотен) разговаривали "сильные люди", "могучие бонды".
С другой стороны, необходимость защиты страны от внешней опасности создавала потребность в военных вождях. Поэтому конунги играли важную роль в организации обороны и командовании ополчением. Как и у всех германцев, конунги у скандинавов принадлежали к знатным родам, "и только из числа лиц, входивших в состав этого рода и семьи, "выбирались" предводители племен и племенных союзов".
Под руководством конунгов скандинавы собирались в народные ополчения. В мирное время ополченцы сами себя обеспечивали комплектом оружия, а поскольку войны шли в основном на море, вскладчину строили боевые ладьи, поставляли провиант и служили на них.
"В эпоху викингов жители приморских районов Швеции, Дании и Норвегии были организованы в "корабельные округа", от каждого выставлялся полностью снаряженный военный корабль с командой. Вождь был окружен дружиной, в которую входили молодые люди, искавшие добычи и славы".
А теперь посмотрим
Представим, что Рюрик с Русью (с дружиной предивной и преславной, как сказано в новгородском летописании) действительно были варягами, и прибыли в Новгород (на самом деле в Ладогу) из Дании, Швеции или Норвегии. Что особенного они могли дать славянам, мери и чуди в смысле устройства общественной жизни? Какие невиданные политические инновации они могли даровать славяно-чудскому Северу?
Описанные выше социально-политические институты, традиции и способы жизни частично были исключительно скандинавскими и переносу на чужую почву не подлежали. Это касается семейно-родовых усадеб, тингов, "корабельных округов" и проч. С другой стороны, славяне тоже принадлежали к индо-европейской семье народов и прошли схожий с германцами путь развития. У них тоже были свободные домохозяева и общинные (вечевые) сходы. По части самоуправления они вряд ли уступали скандинавам.
И напоследок
Остается конунг и его дружина. Нестор рассказывает нам, что сначала Рюрик был призван тремя союзами племен, а потом посадил в главных городах этих союзов своих наместников, т.е. захватил власть в свои руки. Пусть так, но разве, совершив это деяние, Рюрик перенес в Ладогу, Новгород, Белоозеро и Изборск политическое устройство своей скандинавской родины? Нет, не перенес.
В том, что творилось на Севере с 862 по 879 годы, - было ли это узурпацией власти, попыткой создания единого княжества или объединением земель, - следует усматривать начало совершенно новой (в том числе политической) истории, в которой действовали попеременно как враги и друзья варяги, славяне и финно-угры. В ходе этой истории они создали Древнерусское государство, которое не имело отношение к устройству скандинавских поселений, долго еще остававшихся разрозненными. Следовательно, сам тезис о государственности, привнесенной в Новгород извне, ложен. Как одно из косвенных доказательств, первый сборник законов - Русская правда, - свидетельствующий о появлении государственных институтов, появился при Ярославе Мудром, а не при Рюрике.
Кстати, постсоветские историки отказываются признавать Древнерусское государство полноценным государством и все больше именуют его "раннефеодальным" или вотчинным, основы которого рухнули вместе с ним самим.
А что вы думаете по этому поводу? Высказывайтесь в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках сообщайте автору