Всем были хороши штурмовые пушки 20-30-х. Относительно лёгкие, мобильные, достаточно мощные. По крайней мере в пределах тогдашней полевой тактики, вполне на уровне.
Единственный недостаток - по полю боя их катали сами артиллеристы. Не всегда это было удобно. А довольно часто и невозможно.
А хотелось просто нажать рычаг и оно покатилось...
Да и прогресс в силовых установках уже позволял. В теории, добавление мотора и ходовой, пусть даже и примитивной поначалу, очень незначительно увеличивало габариты оружия.
Сегодня рассмотрим прото-сау, которые при минимальнейших возможных размерах - чтобы оставаться пехотным оружием переднего края - получали способность самостоятельно перемещаться по полю боя. А благодаря гусеничной ходовой, которая только что вошла в моду - поле боя, даже усеянное воронками от снарядов и буграми выброшенной земли, стало легко преодолимым препятствием.
Сразу ограничу круг рассматриваемых установок. Калибр не более 76мм. И экипаж во время стрельбы должен находиться вне установки.
Первые такие мини-САУ были построены в России. Правда история их появления совсем не связана с штурмовыми отрядами.Дело в атакующей тактике российской армии.
В которой наступление пехоты поддерживали средние и тяжёлые бронеавтомобили, вооружённые пушками или пулемётами.
Испытанный в 1915 году пушечный бронеавтомобиль Путилов-Гарфорд с 76мм "штурмовой" пушкой, кроме мощного вооружения имел ещё и немало недостатков. Огромную высоту и заметный силуэт. Перегруженное броней и вооружением шасси, хоть и не ломалось, но на мягком грунте теряло способность к движению. Пушка в башне работала замечательно. Вот только смотрела в корму машины. А для того чтобы водитель мог вести машину в бой "пушкой вперёд", необходимы были разные приспособления наподобие перископа, или смотровой башенки на крыше водительской рубки. Или чтобы у водителя, голова изначально росла глазами за спину....
Была предпринята попытка сделать "такой-же но с перламутровыми пуговками". Т.е. Броневик предельно малых размеров но с "штурмовой" пушкой.
В итоге получился оригинальный самоходный лафет, с орудием в корме, стреляющим назад.
К установке не предъявляли высоких требований мобильности по дорогам. Достаточно было, чтоб машина могла следовать за своей пехотой. Уничтожая "ожившие" вражеские огневые точки и просто подавляя попытки врага к контр.атаке. Для несущего шасси, использовали элементы ходовой части разбитых или изношенных автомобилей.
Моторы мощностью от 10 до 24 л.с., использовался ведущий задний мост и одно управляемое колесо.
В течении 1916 года, было сделано около 2-3 десятков таких установок. В основном пулемётных. И только одна пушечная. Всё таки масса в 2.6тонны оказалась великовата.
На фото видны небольшие размеры установки. На уровне человеческого роста. Вероятно внутри при движении могло поместиться 4 человека. При переходе в боевое положение, командир орудия и номера расчёта подающие боеприпасы, должны были находиться вне установки. Только заряжающий и наводчик помещались внутри.
Так-же, внутри почти нет места для снарядов. Зато на фото видна система упоров\станин. Которые откидывались при переходе в боевое положение и не давали установке откатываться назад после выстрела.
Трёхколески Филатова прошли всю "империалистическую". Повоевали в Гражданской. Причем в совсем разных армиях, В Красной, в Белой, в Германской.
Но это уже другая история. Машины безусловно показали свою полезность. А опыт их применения вылился в новые разработки.
Как я уже говорил, окопные пушки в Великой войне показали себя очень хорошо. Надёжное, точное и мощное орудие, органично дополняло ротные пулемёты всех типов. Единственный минус - довольно большая масса артустановок. Даже малокалиберных. Которые расчёт таскал на своём горбу, разбирая на части для перемещения и собирая в единое целое на позиции, для боевой работы. Но сборка-разборка, занимала лишнее время, требовала дополнительных номеров расчёта, работавших заодно и носильщиками. А что если к пушке приделать моторчик и заставить её катиться самостоятельно?
В молодой Красной Армии, тоже внимательно исследовали опыт окопного противостояния и сделали свои выводы.
Дореволюционная "штурмовая пушка" калибра 76мм, была всё таки слишком тяжёлой, для того чтобы расчёт мог перекатывать её по полю боя вслед за своей пехотой.
Ей на замену разрабатывался целый полиплекс орудий калибром 45, 60 и 65мм. Пушки, гаубицы, мортиры\миномёты. Одно из разрабатываемых орудий, 45мм "батальонку" Соколова, поставили на самоходный лафет конструкции Коротеева.
Разработка лафета началась на заводе "Красный арсенал" в 1923 году. И первый действующий образец выкатили только в 1927\28 году. Оппозитный мотор самостоятельной постройки, заявленной мощностью 12 л.с., (но скорее всего вдвое меньше) двигал установку со скоростью до 5км\ч. Весь расчёт пушки, вместе с мех.водом, должен был идти пешком следом за установкой. Механизм испытывался до 30-года, из-за маломощного мотора - большой вопрос к указанным 12ти силам - 500 килограммовая установка преодолевала всего 15 градусный подьём. Выдерживала всего 8ми градусный крен. Проходимость оказалась низкой. Вернее всего просто не удовлетворяла заказчика. Мощность мотора видимо была сильно меньше заявленой. А сам мотор крайне ненадёжным. Да и габариты установки были слишком велики. И по всей видимости она была лишена брони. Т.е. была крайне уязвима от стрелкового огня. После чего становилась неподвижным балластом. Так как снять пушку с лафета и работать с ней отдельно, не было предусмотрено конструкцией.
Установку в итоге размонтировали, забросили и наконец просто потеряли.
Вторая попытка сделать самоходный лафет для "полковушки", чтобы не таскать её по полю боя вручную, была предпринята немного позже. В 32-34 годах.
К этому времени разработка лёгких пушек окончательно прекратилась. На вооружении оставалась модернизированная в 27 году старая "полковушка". Которая оставалась всё ещё слишком тяжёлой.
Тогда на шасси моментально устаревшей танкетки Т-27 было сделано сразу несколько самоходных артустановок. Но если танкетки с 37мм пушкой и пушкой Курчевского, управлялись "носимым" экипажем, сидевшим непосредственно в танкетке, то 76мм пушка установленная на "загривке" Т-27, обслуживалась внешним расчётом. Сама машина фиксировалась откидными упорами. И расчёт работал "с земли" находясь за машиной. Лишь мехвод сидел внутри. Остальные номера расчёта либо двигались за машиной пешком, либо ехали в гусеничном прицепе вместе с боекомплектом. Либо на второй танкетке снабжения. Машина была сделана на заводе "Красный Путиловец", в КБ под руководством Маханова. Испытания показали хорошую устойчивость при выстреле. И высокую точность стрельбы. Но подвела ходовая часть. Двигатель в 40 сил, с трудом таскал потяжелевшую танкетку. А в дальнем пробеге мотор "закипел" и мехвод "расслабился" в этой парилке до такой степени, что сам не смог покинуть машину. Тем не менее, в целом конструкция была признана удачной. Но последующие самоходки были уже "кабинного типа". Где экипаж находился целиком внутри машины.
Ещё ранее, попытку сделать самоходный лафет для 76мм полевой пушки осуществили в США. Американские солдаты успели насмотреться на мучения пехоты союзников, с разнородной артиллерией поддержки. На трактор "Хольт-Беби", а к моменту создания машины сменившей название на "Катерпиллер МкVII", установили немного брони закрывающей двигатель, и немного пушки. Так как место для орудия на тракторе было только в корме машины, туда её и воткнули. Экипаж машины из двух человек сидел по бокам орудия в тракторных сиденьях. А остальные номера расчёта, приспосабливались по обстановке. Либо пытались усидеть на чем-нибуть сбоку. Либо бежали пешком. Работы над лафетом начались в 18 году, в 20 его вывели на испытания. И до конца 30-х самоходный лафет пытались втиснуть Армии на вооружение. В итоге её наконец забраковали, по причине отсутствия башни.
Масса машины была около 5 тонн. Скорость 18 км\ч. Запас хода 58 километров. Мощности мотора в 70 л.с вполне хватало на передвижение по бездорожью и даже пашне. Стрельба велась при откинутых сзади упорах, чтоб установка не раскачивалась. Номера расчёта при этом работали вне машины на земле.
Было сделано несколько вариантов самоходки. При этом размеры "моторного лафета" постоянно росли. Удлинялась ходовая часть для лучшей устойчивости, росла мощность мотора.
Предполагалась более закрытая бронированная кабина.
На фото внизу.
То есть трактор-лафет потихоньку превращался в полноценную САУ. Но окончательное превращение не произошло.
Сказал свое веское слово, и мастер самоходных орудийных лафетов того времени - Джон Уолтер Кристи.
к 1921 году, несколько крупнокалиберных САУ его конструкции уже были приняты на вооружение американской армии. Разве что калибр был совсем не "полковой" - 155мм и 203мм. Но установки уже имели фирменный колесно-гусеничный ход.
Такой-же принцип Кристи применил и в "лёгкой" - 5.4т самоходке. Специальное шасси, на колесном ходу, развивало скорость 48 км\ч.
С установленным гусеничным ходом - около 30ти.
Для тех лет, эти скорости были просто фантастическими.
Оба самоходных лафета, от Кристи и от Катерпиллер, испытывались совместно, их соперником выступала конная батарея дивизионных пушек.
При этом оба самохода, имея преимущество перед лошадью в скорости движения, безнадёжно отстали в суточном переходе на 86 километров.
Самоход Кристи двигался на колесах, и далеко "убегал" от Катерпиллера. Но сломавшись в дороге, быстро терял преимущество и его "обходил" Катерпиллер.
Чтобы в свою очередь подождать соперника сломавшись на новом препятствии. Всю дистанцию самоходы прошли почти за двое суток. Далеко отстав от конной батареи.
обе машины страдали от перегрева двигателей и трансмиссии.
Тест на болотоходность, машины в целом выдержали. Тут лошади были посрамлены.
Причём выяснилось, что машина Кристи, может вытащить из грязи Катерпиллер.
А вот Катерпиллер, вытащить Кристи был не в состоянии.
Испытание в учебном бою, оба самохода так-же выдержали с оговорками.
При смене позиции в бою, экипаж слишком много времени тратил на пуск двигателя. И в то время как конная батарея уже собралась, запряглась, и упылила далеко вперёд, самоход только завёлся, прогрелся и начал движение.
А держать мотор "на ходу" всё время, посчитали слишком накладным. Впустую растрачивался моторесурс и вылетало в трубу огромное количество топлива.
В общем обе машины были отвергнуты. Их время ещё не пришло.
Совсем оригинальную машинку построили в Италии в 1935 году. Здесь напрямую совместили пехотный щит на одного человека, и мотор от мотоцикла. Нагрузив сверху, то есть в лобовой лист - или двухствольный пулемёт Isotta-Fraschini (‘Скотти’) калибра 6,5 мм. Или 45мм миномёт очень оригинального устройства. В нём 1-фунтовая граната (465гр) выбрасывалась из ствола зарядом винтовочного патрона без пули. При этом мины в количестве 5 штук располагались в коробчатом магазине. Безпульные патроны для запуска мины, так-же располагались в отдельном магазине емкостью 15 патронов.
Броне.точка, приводилась в движение 8ми сильным мотором специальной постройки. Его созданием занималась мотоциклетная фирма. Поэтому 250кубовый мотор с 5ти скоростной КПП был очень компактным. Скорость перемещения - 5км\ч вперёд и 2.2 км\ч назад. Экипаж - 1 человек.
Броня защищала от попадания небронебойных пуль с дистанции свыше 50 метров. Я нигде не нашёл сведений о массе машины. Вероятно где-то 550 -750 кг. По сути этот механизированый пехотный щит можно назвать самым маленьким в мире танком.
"Экипаж" в составе одного человека сидел внутри стальной коробки, прямо на земле. Так как пола\дна не было. Рычаги управления располагались у заднего среза, и водитель-мастер-на-все-руки, управлял машиной идя за ней пешком. В истории, этот карапуз так и остался забавной экзотикой.
В конечном итоге, маленькие самоходные лафеты хотя и создавались и испытывались, на вооружение приняты не были.
Считалось что будущая война будет высокоманевренной. И до широкого применения полковой артиллерии дело не дойдёт.
И первая крупная война по новому, подтвердила это мнение.
Речь о малоизвестной до сих пор, Итало-Эфиопской войне 1934-35 года.
Даже сейчас, самый подробный источник сведений - статья 1937 года из танкового справочника Хейгля.
Я не буду углубляться в предъисторию войны. Ситуация банальна как гнилое яблоко. Италии хотелось колоний и территорий. А Муссолини хотел лавры военного полководца-победителя.
Всё.
Всё остальное вторично.
но следует отдать должное итальянскому генералитету. К войне они подготовились буквально на "5". Это потом уже в ходе боевых действий вскрылись недочёты в планировании и снабжении. Равно как и торговля орденами и должностями.
Как в Итало-Турецкой войне 1911-12 годов, так и в новой войне в Эфиопии, Италия умудрилась использовать военные новинки, нигде ранее не употреблявшиеся. И новые тактически схемы, нигде ранее не использованные.
В армии вторжения было 276 000 солдат, 150 самолётов в основном двойного назначения, транспортно-бомбардировочные и несколько разведчиков. Истребители были не нужны. 150 танков, в основном танкетки типа "ФИАТ\Ансальдо CV33", из них 15 танков ФИАТ-3000, показавших себя тихоходными и неэффективными машинами. Быстроходные танкетки оказались намного более эффективными и полезными. 700 полевых орудий разных калибров и назначения, 6000 пулемётов. около двух десятков бронеавтомобилей, из них около десятка старых Ланчиа 1Z и несколько штук новых, сделанные перед войной - ФИАТ 611. Предполагалось что дорожные условия театра военных действий будут слишком сложны для применения колесных боевых машин. И более 15 000 грузовых автомобилей вместе с несколькими десятками единиц дорожно-строительной техники, тракторов, бульдозеров и дорожных катков..
Кроме того за армией шли тыловые части и дорожные строители в количестве около 75 000 человек.
Армии вторжения, оснащённой по последнему слову техники противостояла типично -туземная милиция, численностью около 450 000 человек. на вооружении которой было пара сотен орудий, полста автомобилей, примерно 30-40 000 современных винтовок и много-много копий, луков, сабель-шотель...
Вторжение началось 3 октября 1935 года.
И уже 7 мая 36 года, была объявлена аннексия Эфиопии. Король Италии Эммануил 2, сталь официально императором. Кто не знает, для присвоения титула "император" по негласным правилам, требуется иметь в своем подчинении несколько общепризнанных королевств. Сомали и Эритрея, как и захваченные ранее Тунис и Ливия, королевствами не были. Теперь формальности были соблюдены.
Ну а Муссолини стал ещё более напыщенным индюком, гордо нависавшим над коротышкой Эммануилом.
Но не в этом суть статьи сегодня.
Италия применила здесь, все последние наработки в тактике и стратегии.
Авиация, согласно "теории Дуэ" бомбила стратегические объекты, и осуществляла быструю переброску грузов, войск, донесений. Несколько раз были применены зачатки "тактики вертикально охвата" - десанты высаженные с самолётов захватили в тылу туземцев важные объекты - колодцы с водой, мосты через ущелья и речки. Высадка осуществлялась посадочным способом. Парашюты в то время были слишком дорогим удовольствием.
Не отставали и бронетанки. Танки ФИАТ-3000 и бронеавтомобили сразу показали низкую подвижность и использовались лишь для усиления блок-постов. А вот быстрые танкетки показали великолепную подвижность. Использовались для поддержки атакующей пехоты, и для "кавалерийских" рейдов в глубине обороны противника. Так-же шли в передовых частях занимая те самые мосты и важные перекрестки и колодцы с стратегическим запасом воды.
Широко применялась радиосвязь. Более 2000 радиостанций осуществляли оперативную связь в передовых частях. Для всемерного ускорения поставок в наступающую армию боеприпасов и прочей амуниции, тыловые части спешно прокладывали автодороги с щебеночным покрытием. По которым могли двигаться грузовики повышенной грузоподъёмности - 5-7 тонн - и с высокой средней скоростью в 40-50 км\ч.
Для скоротечной маневренной войны, которая получилась у итальянской армии, ново.придуманные "штурмовые" орудия оказались практически не нужны. Целей на поле боя, для этих пушек просто не было. С пехотой противника, засевшей в неглубоких окопах, неплохо справлялись станковые пулемёты и корпусная артиллерия.
"Правильных" штурмов хорошо укрепленных позиций в стиле 1й мировой, практически не было. После начала боя, атакующая пехота быстро уходила вперёд, и "полковая" артиллерия, была вынуждена сниматься с позиции и поспешать за своими, времени на повторное развертывание почти не оставалось. При этом ни в одном полевом сражении, не было классически правильной тактики, где противники построившись в красивые шеренги и заняв удобные окопы, вели бой в полном соответствии с уставом.
Нет.
Это была буквально свалка. Атакующие и обороняющиеся части перемешивались между собой, и эфиопская милиция, во время боя могла появится даже в тылу итальянской армии. В результате чего малоподвижная артиллерия подвергалась истреблению и надруганию.
Доставалось даже танкеткам. Вроде бы броня спасала, но...
Случались ситуации, когда несколько танкеток отрывались от своей пехоты, и оказывались в окружении плохо вооружённых туземцев. Которые буквально пихали палки в колеса, вернее гусеницы, лишая машины способности двигаться. И пихали в смотровые щели разные острые предметы убивая экипаж. Поджигали бутылками с бензином и даже переворачивали вверх ногами.
В общем развлекались как могли.
Легко представить что случалось с пушками в подобной ситуации. И с артиллеристами.
В отношении полковой артиллерии были сделаны неприятные выводы.
Она была признана ненужной. Слишком слабая и малоэффективная для того чтобы выделять на её защиту многочисленные подразделения. И слишком малоподвижная, чтобы передвигаться по полю боя не отставая от своей защитницы и подопечной пехоты.
Войны конца 30-х годов, стали лебединой песней для ставшей уже классической "полковой артиллерии". Ей на смену шли лёгкие миномёты, которые можно было быстро развернуть в боевое положение и так-же быстро свернуть. Не отличаясь в мобильности от станковых пулемётов, часто минометы калибра 81-82мм делали на быстро.складном колесном станке. Так-же настало время для создания штурмовых самоходных установок, которые могли сопровождать и поддерживать свою пехоту, быстро перемещаясь по полю боя.
И 105мм орудия двойного назначения, пушки\гаубицы большой дальности и точности. Расположенные в глубине своих позиций, под надёжной защитой но способные быстро и точно поразить цели по заявке передовых частей.
Однако идея механического лафета для орудий не умерла окончательно.
Нужда в непосредственной поддержке пехоты, была переосмыслена и привела к созданию разнородной боевой техники на шасси танков и БТР. Которые при этом становились полноценными САУ, возили свой экипаж и свой боекомплект на себе. Следовательно выходят за рамки моих статей.
но в 1942-45 годах, появилось много полукустарных машин, у которых на старое малоразмерное шасси, прикручивали сверху орудие, или противотанковое малокалиберное орудие, или дивизионную пушку, или ещё какой необычный девайс. Места для экипажа в таких машинах снова не хватало. И номера расчёта снова должны были бежать вприпрыжку рядом.
Но это будет уже другая история.
А пока - спасибо за внимание, лайки и подписки.
Все фото взяты из открытого интернет.
Ранее опубликовано: