Статья проста как пять копеек: рассуждение на тему того, что есть педагог, в чем отличие педагога от репетитора (и есть ли оно вообще) и как эти два товарища связаны с миром в целом и искусством в частности. Поговорим об этом и попробуем найти ответы на эти злободневные вопросы.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
Педагог и репетитор
Давайте сначала, если можно так выразиться, общепринятое понятие терминов «педагог» и «репетитор».
- Педагог (в любой сфере) — грубо говоря, тот, кто занимается непосредственно обучением: разрабатывает программу, дает новый материал, объясняет его, закрепляет контрольными/зачетами/экзаменами и т.д.
- Репетитор — «переводчик» с языка педагога на более простой, понятный даже самому незаинтересованному учащемуся язык. Репетитор занимается натаскиванием на материал, его закреплением, дополнительной работой над материалом и его, при необходимости, перепрохождении.
Человек и пароход
А теперь сразу к реальности: это стереотипы.
Каждый педагог может быть репетитором и каждый репетитор является педагогом. Совершенно неважно, кто какой себе статус в данную секунду поставил. Условно: я могу работать с учениками в школе до середины дня, а вечером идти помогать другим. Почему нет? Но в чём вообще тогда смысл того, что я пишу?
Педагог vs. Репетитор
Вот пункт, ради которого все это написано. Конфликт, при котором сильный репетитор может стать большим авторитетом, чем педагог. Как это возможно? Да запросто: репетитора ведь берут ученикам, которые чувствуют, что на уроках из раза в раз что-то не могут осознать. И вот занятия начинаются, частный преподаватель объясняет все понятно и доступно. Что мы получаем на выходе? Желание заниматься вообще только с репетитором. «А зачем мне учиться там, где мне вновь и вновь не могут ничего объяснить?», — думает ученик. Авторитет «официального» преподавателя падает, и это может привезти к разным последствиям. Например, ученик знает предмет, но целенаправленно раздражает учителя и получает плохие оценки. Занятно, правда?
В искусстве…
… ещё сложнее. Потому как, во-первых, мир тесен, все так или иначе знают друг друга. Педагог где-то может узнать, что его ученик с кем-то занимается. Но есть три типа преподавателей, относящихся к репетиторству очень по-разному:
- Резкий негатив. Это можно назвать профессиональной ревностью — и она даже оправдана.
- Позитив. «Бога ради, можете вашего репетитора на мой урок привести».
- Равнодушие. Мол, делай что хочешь, только играй на моих уроках нормально.
Все эти типы имеют право на существование, однако вопрос: какие издержки несёт с собой каждый из них?
Негатив в отношении репетиторов — это минус огромный пласт опыта от преподавателя, который за хорошую оплату будет делать всё, чтобы обучить учащегося на высшем уровне. Нужно ли ученику проходить путь длиной, скажем, в несколько месяцев в попытке найти какой-то приём игры на музыкальном инструменте, когда репетитор придет и объяснит ему его за академический час? Ведь преподаватель на уроке (особенно именитый, известный, статусный) не должен заниматься, что называется, «разжевыванием». Он даёт опыт в формате консультации: как играть на сцене, какой образ подойдёт, как это видят профессиональные музыканты, как это произведение сделать артистически классно — то есть что-то такое, что учащийся может получить только от гуру-маэстро. А репетитор — техническая помощь.
Если педагог слабый, а репетитор сильный — ревность тоже оправдана, потому что никто терять свое место в глазах ученика не хочет. Но удар по учащемуся тоже большой: запрет заниматься на стороне грозит профессиональной стагнацией и загубленной жизнью.
Те педагоги, которые рады репетиторам — огромное им спасибо! Мало того, что они себе облегчают работу, они позволяют идти впереди ученику. Он одновременно набирается опыта у двух преподавателей, создавая свою собственную «мешанину» из опыта, мнений и своих занятий, что и является на выходе своим собственным профессиональным «я».
Но и равнодушным благодарность. Они не вредят, но и не мешают репетитору делать из учащегося профессионала. Скорее это в плюс всем: репетитору — деньги, педагогу — успехи ученика в карму. Бывает и так, что не самый лучший педагог, с чьим учеником стал заниматься хороший репетитор, сам становится хорошим педагогом. Происходит обмен опытом через ученика, и тот, кто умеет этим воспользоваться, явно находится в плюсе. «Век живи — век учись».
Итог-вывод
Я пока не имею большой аудитории и не могу о чем-то громко заявить. Более того, в нашем обществе очень принята тема того, что человек старшего возраста стабильно опытнее и более знающий, чем люди помладше, и неважно, получается у него что-то лучше или нет. Допустим: да, ты — педагог, ты давно работаешь, у тебя большой в этом опыт. Возможно, ты работал уже тогда, когда меня ещё даже в проекте не было. Но если, условно, у меня тоже и за короткий срок, в довольно юном возрасте стало хорошо получаться преподавать, это не повод относиться ко мне свысока.
Педагоги, давайте обмениваться опытом. Давайте создавать поколение классных профессионалов своего дела: лингвистов, пианистов, математиков, химиков, физиков, скрипачей, журналистов, медиков и т.д. Человеку так мало времени отведено в этом мире, и я уверен, что все мы просто обязаны быть за одно — в случае с педагогами из сферы культуры и искусства, быть «за» эту самую культуру и это самое искусство.
А как вы считаете, есть ли разница между репетиторами и педагогами? Кто есть кто? Расскажите в комментариях!
Автор статьи: Алексей Селезнёв, создатель и редактор канала «ЛитМузБес».
___________________________________________________________________________________
Читайте также:
___________________________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊