Найти тему

«Да у вас медведи по улицам ходят!», или главный стереотип, родом из театра

Известный факт: ни один стереотип не рождается на пустом месте. И когда мы слышим в голливудских фильмах фразы о медведях с балалайками, разгуливающих по улицам городов нашей великой и необъятной, только диву даемся: кто такие глупости напридумывал? Поговорим сегодня об этом.

Скоморохи в деревне. Худ. Франц Николаевич Рисс. 55 x 73 см. Холст, масло. 1857 год. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Скоморохи в деревне. Худ. Франц Николаевич Рисс. 55 x 73 см. Холст, масло. 1857 год. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

На самом же деле, подобные высказывания родились неспроста. Дело в том, что в далеком XVII веке в России была крайне популярна забава под названием Медвежья потеха. Тогда в каждом знатном доме существовали так называемые псарни, причем жили там не только собаки, но и бурые медведи, которых держали специально для представлений. Существовала даже отдельная профессия – медведчики. Эти люди, по сути, являлись дрессировщиками и режиссерами Медвежьих потех. 

«Царская потеха. Борьба царского псаря с медведем». В.М. Васнецов. 1897 год.
«Царская потеха. Борьба царского псаря с медведем». В.М. Васнецов. 1897 год.

Поговаривают, что трюки, выполняемые животными в те времена, могли дать фору современным цирковым номерам. Мишки и танцевали, и показывали сценки, и маршировали, и через цепь прыгали, и даже позволяли на себе кататься. А заканчивалось зрелище, как правило, борьбой с медведем. К тому же бороться они могли как друг с другом, так с собаками и даже с человеком. Такой отечественный аналог корриды нередко сулил участникам множество травм, но чего не сделаешь ради потехи и финансового вознаграждения.

«Травля медведей». Худ. Генри Томас Алкин. 1822 год.
«Травля медведей». Худ. Генри Томас Алкин. 1822 год.

К сожалению, обращение с животными было крайне варварским, особенно по современным меркам. Многим из них вырывали клыки, спиливали когти, а в редких случаях – ослепляли. Хотя, публикой приветствовались представления, в которых участвовали здоровые медведи, и оплата поводырям во многом зависела от состояния подопечного, поэтому чаще всего о мишках старались заботиться. Правда до поры непосредственного начала шоу, ведь на травлях и в боях животные зачастую калечились и погибали. 

-4

Церковь и государство никогда особенно не поощряли данные мероприятия, но бороться с ними было не так просто, уж слишком большую популярность имели эти забавы. Указ о прекращении Медвежьих потех вышел лишь в конце XVIII века. Закончилась эта история плачевно: медведчикам предписывалось убить своих питомцев. Тогда погибло очень много животных. 

На какое-то время все развлечения, связанные с издевательствами над медведями прекратились, возродившись лишь в XIX веке в далеких деревнях, однако былой популярности, к счастью, не возымели.

-5

Несмотря на жестокость этих забав, с культурологической и исторической точки зрения они не могут не вызывать интереса, поскольку считается, что именно «потешный» промысел явился в некотором роде прародителем двух видов искусств: ярморочно-театрального и циркового. 

-6

Сейчас существует огромное множество представлений по всему миру, в которых участвуют эти прекрасные косолапые звери: это различные цирковые зрелища, где мишки показывают номера необычайной сложности, например, играют на музыкальных инструментах, ездят на мотоциклах и даже автомобилях, ходят по канату, выполняют сложные эквилибристические трюки, танцуют, преодолевают препятствия и многое другое. Также их часто можно встретить в кино в качестве актеров и в различных телевизионных шоу.

"Утро в сосновом лесу". Худ. И.И. Шишкин и К.А. Савицкий. 1889 год. Холст, масло. 139×213 см. Третьяковская галерея, Москва
"Утро в сосновом лесу". Худ. И.И. Шишкин и К.А. Савицкий. 1889 год. Холст, масло. 139×213 см. Третьяковская галерея, Москва

Естественно, ходит много разговоров о гуманности такого рода мероприятий. Ведь процесс дрессировки, мягко говоря, нельзя назвать приятным, и многие организации по защите прав животных борются за то, чтобы прекратить использовать медведей с целью развлечения человека. С этой точкой зрения сложно не согласиться, но все же Медвежьи потехи, и прочие ярмарочные забавы – это часть нашей истории, а из нее, как из песни, слов не выкинешь.

А как вы считаете: медведь как культурный феномен плотно вошёл в прямо-таки фундаментальные ассоциации с Россией? Напишите в комментариях!

Автор статьи: Екатерина Чернышёва

___________________________________________________________________________________

Читайте также:

День Весны и Труда: подборка первомайских плакатов
ЛитМузБес — об истории искусства1 мая 2023

___________________________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊