Найти в Дзене

ГДЕ ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ ПРАВИЛЬНО УПРАВЛЯТЬ?

Перенести теоретические знания по управлению в практику менеджмента оказалось не так-то просто. Стандартные методы не работают.

С теорией менеджмента у нас в стране полный порядок. Российские преподаватели отлично знают предмет, выпускники образовательных программ креативны и готовы на равных обсуждать с преподавателями сложные проблемы современного менеджмента.
Однако главными показателями практики управления являются качество продуктов и производительность труда, а они у нас, по большинству продуктов (товаров и услуг), скажем так, не очень, есть над чем поработать.
Теория управления, что в головах выпускников самых различных программ, столкнувшись с практикой управления конкретного руководителя, (а она сформировалась в результате накопления личных управленческих проб и ошибок), не выдерживает испытания и навсегда попадает в долговременную память носителя замечательной западной теории. А другой теории менеджмента пока нет.
Предполагаю, что таких проблем, возможно, не возникает, когда наш выпускник попадает на работу в западную компанию, которая территориально расположена за пределами России и стран СНГ (вспоминаю как, проживая в одном отеле, входящего во французскую сеть, но территориально расположенного в нашей стране, я столкнулся с российским качеством сервиса).
В результате мы имеем структуру нашего экспорта ту, что имеем - в большой своей части сырьевую (нефть, газ, лес и др.).
Откуда возникает вполне решаемая задача – преодолеть разрыв теории и практики управления в большинстве предприятий в нашей стране (кто знает, быть может, даже на всех предприятиях, но могу ручаться только за тех, с которыми или знаком лично, или знаком с качеством соответствующих товаров и услуг, исключений в лучшую сторону я пока не встречал).
В тоже время один из инструментов для решения задачи преодоления обозначенного разрыва находится прямо перед носом любого руководителя: достаточно подойти рано утром к зеркалу, чтобы увидеть неумытое лицо объекта, на котором можно отлично потренироваться применять многие методы и концепции современного управления. Я говорю о персональном менеджменте.

Друкер разделил страны на развитые и … другие, развитые – применяют научный метод к физическому труду. Понятно, куда попала Россия.

Из личной жизни. Впервые, когда я занялся использованием научного метода к своему времени, я обнаружил, что творческую работу инженера я выполнял всего 1,5 часа … в месяц. В остальное время чем я только не занимался – что-то паял, измерял, таскал, нас отправляли на какие-то хозяйственные работы и пр.
Прошло немало времени, пока я смог изменить структуру своего времени – добился ежедневно 4-6 часов чистого творческого времени, включая и выходные.
Питер Друкер рассказывает историю, когда он в течение целого ряда лет раз в 9 месяцев просил своего секретаря хронометрировать его деятельность, секретарь брала с него расписку, что он ее не уволит – настолько он был взбешен увиденными результатами, Вероятно, Друкер, увидев сколько он напрасно потерял времени (каждый раз наблюдение шло несколько недель), мог придраться к любому пустяку.
Когда мы в нашем НИИ (в советское время) организовали школу Научной организации труда, мы рекомендовали использовать для хронометража карточки учета времени Гастева. Одна группа из одного подразделения нашего НИИ пришла на очередное занятие с незаполненными карточками. Я спросил – почему? Они ответили: «Нам стыдно», - у специалистов подразделения, где работали участники этой группы, долгое время не было никакой работы.

Уточню разбираемую проблему: это значительный разрыв теории и практики управления, на величину которого общепринятое управленческое образование за годы рыночных реформ не оказало существенного влияния.

Решение проблемы: Использование персонального менеджмента (тренируясь современному менеджменту в своей личной жизни) – это применение всего лишь одного из существующих инструментов (наряду с обучением других, использованием профессиональных социальных сетей и др.), помогающих уменьшить разрыв теории и практики управления.

Рекомендации: Я бы рекомендовал руководителям и владельцам бизнеса учитывать, что временное окно, в период которого мы наблюдаем разрыв между теорией и практикой управления, когда-нибудь может захлопнуться, используйте его для изменения практики управления к лучшему раньше своих конкурентов.

Ниже я представляю перечень важных разделов научного управления, в освоении которых можно попрактиковаться, используя в качестве объекта управления самого себя.

Функции управления или иной важный раздел научного управленияВ персональном менеджментеПримечания

1.      Научный метод

Использовать хронометраж и анализ расходов времени Здесь для наблюдения я бы рекомендовал использовать известные карточки Гастева

2.      Планирование

Личное планирование

А также использование элементов проектного управления в личной работе (выделение резервов времени и др.)

3.      Организация

Организация рабочего дня

«Делегирование» себе – я «разный» утром, днем и вечером

4.      Мотивация

Самомотивация

Апробация известных моделей мотивации

5.      Контроль

Отработка всех подпроцессов функции контроля

Например, для того, чтобы не терять личные вещи или важные бумаги

6.      Коммуникация

Публичное выступление, слушание, запоминание, продажа

Повышение качества коммуникации за счет понимания ее подпроцессов на «микроуровне»

7.      Принятие решений

Решения в личной жизни

Для сложных проблем можно тренироваться использовать АРИЗ

Сложные вопросы научного управления

В персональном менеджменте

Примечания      Освоение законов развития систем (разделения труда, эффекта масштаба, убывающей отдачи)