В бешеном ритме жизни нам приходится быстро принимать решения, используя привычные шаблоны и методы анализа. Стереотипы, с одной стороны, упрощают работу головного мозга, а с другой – не позволяют решать более сложные задачи, требующие иного подхода.
Методы когнитивного дистанцирования помогают отойти от стандартного типа мышления и взглянуть на проблему под другим углом.
Как работает когнитивное дистанцирование.
Мы не можем влиять на события, происходящие в окружающем мире, но у нас есть возможность снизить их негативное влияние на нашу психику.
Для этого нужно поменять мышление, то есть своё отношение к проблеме или задаче, которую нужно решить.
Таким образом, об одном и том же предмете можно мыслить по-разному, и это не поменяет ни саму личность человека, ни окружающий мир. Это значит, что можно отделить мысли от своего «я» и рассматривать их объективно, критически оценивая и осознавая их ценность.
Дистанцироваться можно несколькими способами.
Основных приёмов три:
1. Декомпозиция.
2. Взгляд на мир чужими глазами или, иначе, перенос событий на другого человека.
3. Расширение пространства и времени.
Рассмотрим каждый из методов более подробно.
Декомпозиция.
Эта техника предполагает разделение общих понятий на составные части. Декомпозиция позволяет человеку увидеть и осознать по-настоящему важные вещи, которые не теряют своей привлекательности даже после их мысленного распада.
Внешний лоск затуманивает сознание, чем и пользуются маркетологи, чтобы потребитель покупал ненужные, по сути, товары.
Приём можно использовать в любой ситуации, когда необходимо «отделить зёрна от плевел».
Например, вы планируете правильно питаться, но не можете справиться с искушением выпить стаканчик колы. Чтобы осознать, нужно ли это вам, представьте процесс приготовления напитка.
В итоге оказывается, что кола – это вода, насыщенная химикатами и сахаром. У большинства в результате декомпозиции сиюминутное желание пропадает.
Результат налицо – вы сэкономили бюджет и здоровье. Так можно действовать в отношении любого предмета искушения – красивой одежды (красители, дешёвая фурнитура, синтетика), шоколада (рабский труд сборщиков какао-бобов, пальмовое масло, ароматизаторы), суши (сырая рыба, уксус, сахар, рис, водоросли) и т. д.
Декомпозиция работает и в отношении некоторых страхов. Если вас пугает толпа, подумайте о том, что рядом с вами находятся такие же обычные люди.
Взгляд на мир чужими глазами.
Когда происходит какое-то событие, мы часто испытываем трудности с его оценкой из-за сильных эмоций, переживаний. Чтобы снизить эмоциональную нагрузку и осознать, что ничего плохого не произошло, следует представить не себя, а, например, соседа, на своём месте. Так, если бы он разбил любимую чашку, вас бы это не расстроило и никак не тронуло, ведь разбилась всего лишь посуда.
Метод можно применять и в отношении более серьёзных вещей – например, когда погиб кто-то близкий. Взгляд чужими глазами на своё горе помогает легче перенести страдания и быстрее справиться с болью.
Расширение пространства и времени.
В некоторых случаях нужно мыслить глобально, чтобы понять ценность и необходимость принимаемого решения.
Например, вы увидели в магазине роскошную сумку, которая стоит несколько ваших зарплат. Вы её не просто хотите, вы в мыслях уже видите восхищённые взгляды коллег и подруг.
Попробуйте дистанцироваться от своего желания и спросите себя: а что будет через полгода, год, пять лет? Рассчитываться за сумку вы будете долго, а надоест она вам уже через месяц. Через пять лет модель выйдет из моды, и вещь потеряет свой лоск.
С помощью расширения пространства и времени можно снизить градус любой проблемы. Если вам стыдно в настоящий момент, подумайте о том, что через несколько лет все забудут о неприятном инциденте, через 10–20 лет вас будут, скорее всего, окружать другие люди, а через 50 лет это вообще будет неважно.
Как только человек осознаёт факт бесконечности времени и пространства, проблема теряет свою значимость.
Удачи в понимании себя!
Автор: Юлия Таланцева
Психолог, Клинический психолог Семейный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru