Фильм «Троя», вышедший в 2004 году, был эпическим и снят с участием знаменитых актеров, таких как Питер О’Тул, Шон Бин, Брэд Питт и Орландо Блум. Фильм оказался успешным в прокате, собрав более чем полмиллиарда долларов, хотя его бюджет составлял 175 млн. Однако сценарист Дэвид Бениофф и режиссер (а также продюсер) Вольфганг Петерсен вольно отошли от текста оригинала и исторических реалий XII века до нашей эры, в которых происходили события Троянской войны.
Согласно сюжету фильма, Троянская война была вызвана неожиданной любовью Париса и Елены. Елена просит Париса спасти ее от Менелая, который похитил ее в Спарту. В фильме Елена не любила Спарту и была рада убежать оттуда, но в поэме Гомера она была дочерью царя Спарты, а Менелай стал правителем спартанцев только после свадьбы с ней. В фильме Менелай изображен старым и злым, хотя в поэме он был молодым красавцем, которого Елена Спартанская выбрала среди лучших юношей Греции на смотринах.
В фильме "Троя" Агамемнон изображен как завоеватель, мечтающий поработить всю Грецию. Однако, на самом деле, правители греческих полисов не стремились создать империи и управляли только своей территорией. В кино Агамемнон хотел захватить Фессалию, а для этого нанял Ахиллеса. В оригинальной поэме Агамемнон был правителем этой области. Перед боем с лучшим воином Фессалии, Ахиллес высказывает мнение о том, что было бы лучше, если бы цари сами сражались на войне, а не отправляли воинов на смерть. В "Илиаде" на самом деле правители, включая Ахиллеса, возглавляли свои армии и сражались на войне вместе со своими войсками, как это было обычно в бронзовом веке.
Возраст главных персонажей Троянской войны вызывает вопросы. В фильме Ахиллес и Патрокл — опытные воины, отправляющиеся на войну вместе. В оригинальном эпосе Ахиллесу было всего лишь 15 лет, а Патрокл был его старшим товарищем, имевшим большой опыт боевых действий. Кроме того, Ахиллес и Патрокл были любовниками, что в древней Греции было нормальным явлением. Однако фильм был снят до эпохи политической корректности, поэтому этот факт не был отражен, а скрыт.
В фильме Троя, Ахиллес влюблен в Брисеиду, которую из неизвестных причин сделали дочерью Приама. В то время как в «Илиаде» она была дочерью жреца и женой Менита, правителя Лирнесса, города-союзника Трои. Греки взяли Лирнесс и убили всю её семью, а Брисеида стала частью военной добычи и досталась Ахиллесу. В поздних греческих трагедиях Брисеида любит Ахиллеса и оплакивает его после смерти, но никаких ответных чувств со стороны Ахиллеса к ней не упоминается в «Илиаде». Там они с Агамемноном спорят о ней как о пленнице-рабыне, не более.
В фильме «Троя» у обеих армий схожее вооружение и одинаковые доспехи, что не соответствует исторической реальности. На самом деле, даже спустя пятьсот лет каждый греческий гоплит покупал свои собственные доспехи, щиты и оружие. В древней Греции не существовало массового производства доспехов, они изготавливались отдельными мастерами под заказ.
Все бронежилеты в фильме имеют старый и тусклый вид, покрытые ржавчиной и патиной, но в "Илиаде" они описаны как блестящие на солнце и аккуратно полированные. В поэме Гомера детально описаны доспехи главных героев, но в фильме их нигде не показывают. В кинематографе использовались вымышленные доспехи, которые не имели ничего общего ни с источником, ни с настоящими бронзовыми доспехами. Более того, в фильме эти бронежилеты легко пробиваются любым оружием, что вызывает вопросы о их реальной эффективности.
В фильме "Троя" сцены битв не соответствуют описанию в оригинальном произведении. В фильме изображены всадники, которых в "Илиаде" не упоминается. В поэме описываются сражения только на колесницах, так как кавалерии, как её понимаем сейчас, ещё не было в бронзовом веке.
В фильме "Троя" отсутствуют греческие боги, что является главным отличием от оригинальной поэмы. По мнению Гомера, конфликт на Троянской войне вызвала распря между богами, в том числе по поводу яблока "Прекраснейшей", подкинутого им богиней раздора Эридой. Боги были активными участниками в осаде Трои и сражались на обеих сторонах конфликта. Ахиллес был неуязвим в бою благодаря тому, что его мать Фетида, дочь морского бога Нерея, погрузила его в огонь (или по другой версии, в воды Стикса), удерживая за пятку.
В фильме «Троя» показано убийство Ахиллеса роковой стрелой, попавшей в его пятку, но не объясняется, почему это место было его единственной уязвимой точкой. В поэме Гомера рассказывается, что матерь Ахиллеса, Фетида, погружала его в огонь, держа за пятку, и этот процесс сделал его неуязвимым, кроме этой точки.
Статья написана по лекции археолога Ивана Семьяна на форуме «Учёные против мифов»