✍🏻 Начиная с подготовительной группы детского сада, дети уже пишут в тетрадях, прописях. Не буквы пока. Разные петли, фигуры, штриховки. До этого момента большинство детей рисует кружочки, палочки, расскрашивает раскраски.
✍🏻 С того момента, как ребенок берет пишущий инструмент, нужно следить за способом его захвата. Не нужно настойчиво заставлять брать верно карандаш. Неприязнь к письму вызывать не стоит. Пусть рисует в свое удовольствие кулачком вверх-тормашками, затем он перевернет кулачок правильно. Это вариант физиологической нормы для совсем малышей. Затем ребенок будет пытаться взять карандаш пальцами, не кулаком. Тогда и вкладывайте аккуратненько карандаш в руку, поправляйте. Но не настойчиво. Отвлекая болтовней, песенками и тп. Только не акцентируйте внимание: "Ручку надо держать так!" Это лишние слова🤐
В 3.5 - 4 года примерно оформляется захват ручки. Тогда, когда ребенок начнет пробовать перекладывать карандаш в пальцы или кулак, аккуратненько вкладывайте его, как надо. Но не настойчиво. Рисуйте вместе, сидите рядом, показывая пример.
Многие родители задаются вопросом: нужно ли переучивать ребенка способу захвата пишущего инструмента, если он уже старше этого возраста и держит ручку неверно.
На мой взгляд, если ребенок уже большой, учится в средней или старшей школе и объяснения причин, зачем держать по-другому, вызывает сильный негатив и напряжение, то переучивать его не нужно - при условии не критично-неверного захвата. ⚠️ При работе на скорость он все равно перейдет на неверный захват "по привычке". ⚠️ Если же захват в корне не верен, ручка повернута от плеча, рука вывернута в неведомой позе, большой палец удерживает ручку второй (а то и третьей) фалангой, то стоит постараться изменить хоть что-то в положении руки и пишущего инструмента.
Если же ребенок дошкольник или учится в начальной школе, то стоит приложить к этому усилия.
Как должен лежать пишущий инструмент в руке:
примерно 1см должен быть от пишущей части грифеля до пальцев, карандаш должен лежать на ногтевой фаланге среднего пальца (лежать на "диванчике"), указательный и большой пальцы придерживают его, соответственно, справа и слева. Карандаш не надо сильно сжимать. Указательный палец (или большой) должен легко подниматься, а карандаш при этом не должен упасть.
Левши держат ручку повыше, чем правши. Сама ручка должна быть с закругленным кончиком стержня, чтобы не корябать бумагу и чтобы чернила легче выходили.
Вообще, письмо левши - это отдельная не малая тема.
В интернете представлено большое множество упражнений для тренировки руки и для формирования верного захвата пишущего инструмента.
Упражнения:
✅ Поставить карандаш вертикально на стол вниз грифелем под прямым углом. Взять тремя пальцами (большой-указательный-средний) чуть ниже ластика (пинцетным захватом). Съезжать пальцами вниз к столу по карандашу. Несколько раз повторить.
✅ Соединить подушечки среднего и большого пальцев. Указательный палец выпрямить. Безымянный и мизинец держатся в свободном положении. Рука большим пальцем кверху. Нижним ребром ладони книзу. Ручка лежит на столе (ручка с гранями и резиночкой в месте захвата). Переворачиваем руку книзу большим пальцем и захватываем лежащую на столе ручку указательным пальцем и соединенными средним и большим. Смотрите видео в следующей статье. ⚠️
✅ Штрихуем разными цветами слева направо от начала строки до конца строки. Контролируем верный захват ручки.
✅ Игра с катушками, цилиндрами, массажными шариками. Су-джок. Пальчиковые игры. Массаж подушечков пальцев. Нейрогимнастика для рук. Смотрите видео в соедующей статье. ⚠️
✅ Упражнения на реципрокную координацию.
✅ Использование спирографов.
✅ Не ругать за корявый почерк и неверный захват ручки.
✅ Играйте в детский безопасный дартс (только посмотрите, как верно держать дротик).
✅ Рассказать о возможности испортить зрение, осанку (от спины пойдут и другие болезни), про артроз. Без особых подробностей, не повышая тревожность ребенка.
✅ Ручки с резинкой (чтобы ребенок видел наглядно, где должны быть его пальцы), со специальными выемками для указательного и большого пальцев, насадки-рыбки (также со специальными выемками для большого и указательного пальцев).
Многие родители не уделяют особого внимания способу захвата ручки их ребенком (да и у себя). Кто-то ссылается на то, что ребенку так удобнее, пусть лучше об учебе думает. Кто-то не может переучить и бросает это дело.
Неверный захват пишущего инструмента может отразится на:
1. Осанке;
2. Зрении;
3. Отставании в учебе, более медленному письму;
4. Отказу от выполнения уроков, где нужно много писать; негативному отношению к учебе;
5. Перенапряжению мышц руки, плечей, спины; к гипертонусу в руках; как следствие - потресканные ручки🙃;
6. Непонятному почерку; плавающим буквам и цифрам (ниже или выше линии строки);
7. Головным болям и быстрой утомляемости.
Безусловно, все это будет сказываться на общем самочувствии ребенка. На его настроении и отношении к учебе. На его неврозности.
И последствия неверного захвата ручки будут проявляться не сразу. Через длительное время постоянного прописывания текстов и примеров при помощи неверного захвата.
Хочу обратить внимание на очень важный момент. Нельзя научить ребенка верно держать пишущий инструмент, если у него не развита мелкая моторика, если у него слабые мышцы кистей рук. Желательно, мышцы спины тоже должны быть укреплены.
❗❗❗ Смотрите видео некоторых упражнений на моем канале. Некоторые упражнения можно найти в интернете, некоторые можно пртдумать самим, опираясь на уже освоенные.
Подписывайтесь, если было полезно! Ставьте лайки 👍 и делитесь статьей↩.
#потаповаольганейропсихолог
#какнаучитьдержатьручку
#мелкаямоторика
#дошкольники
#впервыйкласс
#дисграфия
#верныйзахватаручки
#каквыбратьручку
#красиввйпочерк
#исправлениепочерка