В египетской пустыне, у караванного пути между Нилом и Красным морем, был храм местного божества, которое греки называли Паном. Там сохранилась надпись I века: Γάιος Μουνάτιος ἐπόησεν ἑατοῦ τὸ προκύνημα – “Гай Мунаций совершил для себя паломничество”. Как говорит комментарий к переводу, надпись с орфографическими ошибками. Автор (или его тезка из той же эпохи, но интереснее считать, что он) был освобожденным рабом, который по римскому закону вошел в familia бывшего хозяина и принял его имя. Собственное имя отпущенника – Фауст (лат. удачливый). Откуда он, неизвестно, но раб с высоким статусом, образованием и связями для морской торговли – это почти наверняка грек.
Он стал поистине удачливым купцом и уважаемым человеком. Его приняли в коллегию жрецов обожествленного Августа. За щедрость к народу своего города – Помпей – он получил почетное сиденье в театре. Пришло время подумать о вечности и он заказал себе гробницу в престижном месте. Ее строгий дизайн не выделялся на фоне других. Надпись над входом гласила, что гробница построена Г. Мунацием Фаустом (плюс список его должностей) для себя и Неволеи Тюхе.
Тюхе была отпущена из рабства неким Луцием Неволеем (есть литературная версия, что Юлией, внучкой Августа, но научные статьи называют Луция). Ее звали в честь греческой богини удачи. Скорее всего, она была любимицей хозяина. Ведь он официально превратил ее из вещи в члена своей семьи и дал право выйти замуж – правда, не за полноправного гражданина, а за такого же вольноотпущенника.
Когда Фауст отправился к Плутону, урну с его прахом поставили в гробнице. Но вдова не собиралась ее там оставлять. Свободная в своих решениях, она стала воплощать собственные представления о прекрасном. Скромная респектабельность в них не входила.
Тюхе построила мавзолей высотой с двухэтажный дом на самой людной дороге, выходящей из Помпей. Три стороны декоративного саркофага покрыты роскошными рельефами. На дорогу смотрит изображение Фауста, раздающего зерно у своего дома. Сверху в окне – лицо Тюхе, выполненное в куда более крупном масштабе. Ее имя написано самыми большими буквами. На левой боковой стороне – сиденье bisellium, высочайшая почесть, которой удостоился Фауст. На правой – его корабль, возможно, плававший из Египта в Аравию и даже в Индию.
Надпись такова: “Тюхе, вольноотпущенница Л. Неволея, для себя и Г. Мунация Фауста, жреца храма Августа и пагануса [какая-то муниципальная должность], которому декурионы, за оказанные им услуги городу, декретировали, с согласия народа, bisellium. Неволея Тюхе соорудила этот монумент при своей жизни для своих и Г. Мунация Фауста вольноотпущенников и вольноотпущенниц”. Освобожденные могли создать собственную familia из освобожденных, но никто из них не становился римским гражданином – этот статус полагался их детям.
Гробница была закончена до 50 года, а в 79 погребена под пеплом Везувия. Sic transit gloria mundi – больше никто из римского народа не увидел монумент, о заметности которого так заботилась Тюхе. В 1812 году его откопали. От урн с прахом остались только черепки, а детали скульптур стесались. Но и поврежденный декор стал бесценным материалом для историков, в том числе историков флота (на одном французском сайте есть подробный разбор устройства корабля). За это можно сказать спасибо храброму путешественнику Фаусту и амбициозной женщине по имени Удача.
Источник: Lucia Rossi. Caius Munatius Faustus, l’Augustalis et paganus pompéien aux deux tombeaux.
Автор - Nina Mancheva