Найти тему
между прошлым и будущим

О Дюма, Гримо и гонорарах

В мире литературы, как и в реальном мире очень много мифов и легенд. Легенды о романах, легенды о писателях, легенды о персонажах... Сплошь и рядом он гораздо популярнее, чем реальность.

Наверняка, все вы встречались с этим утверждением:

Поскольку Дюма платили в газете построчно, он изобрёл Гримо — слугу Атоса, который изъяснялся исключительно односложно. Таким образом, строчка, на которой стояло одно слово «да» или «нет», оплачивалась точно так же, как и полная строка текста. К моменту написания «Двадцать лет спустя» издатели решили все же платить Дюма пословно, и Гримо сразу стал чуть более разговорчивым

Ведь встречались же! В статьях, в том числе весьма уважаемых со ссылками на не менее уважаемых авторов. В блогах. И, конечно, в Википедии.

Вот и я тоже где только об этом не читала — слово в слово!

А давайте проверим это утверждение!

Дюма у плиты — творит свои романы
Дюма у плиты — творит свои романы

Раскрываем роман "Три мушкетера". В первой части в главе VII "Мушкетеры у себя дома" мы первый раз видим Гримо — Дюма рассказывает о мушкетерах, их слугах и домах. Но там никто ничего не говорит.

В дальнейшем Дюма периодически упоминает слугу Атоса, но тот молчит как рыба в пироге — ни тех самых "да", ни "нет". Никаких коротких строк!

При этом Дюма рассказывает, как Гримо разбили голову конюхи во время поездки в Англию, как вместе с Атосом Гримо выбрался из погреба, и при этом его голова тряслась, как у пьяных сатиров Рубенса, а сам он был облит оливковым маслом — масло помогает излечивать раны.

И все это время Гримо молчит! Впрочем, нет — незадачливый трактирщик сообщил, что свое имя Гримо все же назвал, хотя и не очень разговорчив.

Так вот, если бы Дюма дал слово самому Гримо, то это и правда было бы одно слово на строке — выигрыш! Но Дюма этого не сделал. О ситуации д'Артаньяну многословно сообщает трактирщик. Так что никакой хитрости Дюма с короткими строками все еще нет. А ведь это уже половина романа.

Дальше Атос успел сыграть в кости на Гримо. Поручить Гримо нести оставшееся от коня седло. Приехать в Париж, поучаствовать в дуэли с англичанами и разочаровать всех слуг, швырнув кошелек убитого англичанина английским слугам... И опять ни слова от Гримо!

А когда же тот заговорил? И весьма многословно!

Да когда д'Артаньян вломился в квартиру Атоса в женском платье. Это вторая часть романа глава VIII:

Ему открыл Гримо с опухшими от сна глазами. Д′Артаньян ворвался в комнату с такой стремительностью, что чуть было не сшиб его с ног.
Вопреки своей обычной немоте, на этот раз бедный малый заговорил.
— Эй, ты! — крикнул он. — Что тебе надо, бесстыдница? Куда лезешь, потаскуха?
Д′Артаньян сдвинул набок свой капор и высвободил руки из-под накидки. Увидев усы и обнаженную шпагу, бедняга Гримо понял, что перед ним мужчина. Тогда он решил, что это убийца.
— На помощь! Спасите! На помощь! — крикнул он.
— Замолчи, дурак! — сказал молодой человек. — Я д′Артаньян. Неужели ты меня не узнал? Где твой господин?
— Вы господин д′Артаньян? Не может быть! — вскричал Гримо.
— Гримо, — сказал Атос, выходя в халате из своей спальни, — вы, кажется, позволили себе заговорить...
— Но, сударь, дело в том, что...
— Замолчите!
Гримо умолк и только показал своему господину на д′Артаньяна.
Атос узнал товарища и, несмотря на всю свою флегматичность, разразился хохотом, который вполне оправдывался причудливым маскарадным костюмом, представившимся его взору: капор набекрень, съехавшая до полу юбка, засученные рукава и торчащие усы на взволнованном лице.

А дальше Гримо опять молчит. Только когда друзья отправились на бастион Сен-Жерве, он заговорил, но как?! Знаками!

Между прочим, чтобы описать этот безмолвный разговор, Дюма потребовались полноценные строки. Опять никакой экономии слов!

Правда, на самом бастионе Гримо все же подал голос.

— К оружию! — крикнул Гримо.

Ну, да. Тревогу знаками не подашь. Как не объяснишь знаками, что происходит.

Точно так же он подаст тревогу, когда позднее мушкетеров попытается подслушать Ришелье:

— Офицер! — крикнул Гримо.

На этом все. Несколько коротких слов на весь роман. Где выигрыш-то?!

А вот в романе "Двадцать лет спустя" реплики из одного слова у Гримо встречаются гораздо чаще, хотя, если верить автору той знаменитой фразы, во времена написания романа "Двадцать лет спустя" Дюма стали платить не за строки, а за слова. То есть опять — никакого выигрыша. Но как шикарно звучит!

Гримо является в Венсеннский замок и просто поражает окружающих молчаливостью и редкой лаконичностью.

Помните?

Предписания?
Колет.
Режет.
Кардинал?

Это было восхитительно. А вот когда Гримо пришлось все же говорить, то Дюма не забыл сказать, что с непривычки ему было трудно. А что делать? Объяснений знаками герцог де Бофор, которому он должен был помочь бежать, не понял бы.

А позднее мы видим еще одну пламенную речь Гримо — когда он втолковывает Раулю и де Гишу, как опасен встреченный ими "монах".

Но это редкий случай. Потом Гримо возвращается к своим коротким репликам.

И что же получается?

Речь Гримо в двух романах совершенно не соответствует тому, что было написано в утверждении, с которого и началась моя заметка. Уверения, будто молчаливость Гримо была придумана для увеличения гонораров, не подтверждается текстом.

Так случается частенько, поэтому всегда проверяйте подобные утверждения текстом книг. А то ведь люди обожают придумывать мифы.

Частенько, они сами начинают в них верить.

-3

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки