Найти тему

Почему в XVIII веке японский язык решили преподавать в Иркутске? (Это связано с Секретной Нерчинской экспедицией)

Оглавление

Всем привет! Меня зовут Василий Щепкин. Мой канал посвящён истории Японии, айнов — коренного народа Хоккайдо, Сахалина и Курильских островов, а также истории российско-японских отношений. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить!

Прежде я уже коротко упоминал, о том что во второй половине XVIII и начале XIX вв. в Иркутске велось преподавание японского языка. Преподавателями как правило выступали японцы, попадавшие в Россию в результате кораблекрушений. Некоторым из них, например, Дайкокуя Кодаю, удавалось вернуться в Японию, но большинство, как, например, Синдзо (он же Николай Колотыгин), решали остаться в России: они поступали на службу, становились учителями и переводчиками японского языка.

Зачем в России XVIII века изучали японский язык? Конечно же, в виду возможного установления торговых отношений: в XVIII — начале XIX вв. Японию с этой целью посетило несколько российских экспедиций. Но почему японский язык стали преподавать именно в Иркутске? Ведь если мы посмотрим на карту, то увидим, что Иркутск лежит ровно посередине между столицей Российской империи — Санкт-Петербургом и Японией. Не лучше ли было организовать преподавание или поближе к Японии — в Охотске или на Камчатке, или наоборот, поближе к библиотекам и ученым — в Петербурге?

Перевод школы из Петербурга в Иркутск

Действительно, первоначально японский язык преподавали в столице: первая документально известная "школа" японского языка появилась около 1734 года при библиотеке Императорской Петербургской Академии наук. Преподавателями были двое японцев — Соза (Козьма Шульц) и Гонза (Демьян Поморцев), их надзирателем — библиотекарь Андрей Богданов.

Здание Кунсткамеры, где в XVIII веке располагалась Императорская Петербургская Академия наук, библиотека, а при ней — первая школа японского языка. Фото: http://fotoart.org.ua/ru/all/gravure/kunstkamera/
Здание Кунсткамеры, где в XVIII веке располагалась Императорская Петербургская Академия наук, библиотека, а при ней — первая школа японского языка. Фото: http://fotoart.org.ua/ru/all/gravure/kunstkamera/

Эта школа просуществовала до смерти Гонзы в 1739 году и успела подготовить по крайней мере двоих учеников — Андрея Фенёва и Петра Шенаныкина. Эти двое даже приняли участие в третьем плавании Мартына Шпанберга в Японию в рамках Второй Камчатской экспедиции в 1742 году, хотя тогда российские корабли до Японии не доплыли. А вскоре экспедиция была свёрнута.

Однако в 1753 году было принято решение возобновить Камчатские экспедиции, при этом в центре внимания петербургских властей оказался уже не далекий полуостров и северные моря, а более ближнее Забайкалье. Так что впоследствии эта экспедиция стала известна как Секретная Нерчинская экспедиция 1753–1765 гг.

Что за Нерчинская экспедиция и почему "секретная"?

Началось всё с того, что в 1689 году, в последний год правления царевны Софьи, между Россией и Китаем был заключен Нерчинский договор, который приостановил продвижение России в Забайкалье: граница была проведена таким образом, что бассейн Амура оставался в сфере влияния Китая. Ту же границу подтверждал и Буринский трактат, заключенный между двумя странами в 1727 году.

Карта Иркутской губернии 1808 года с границей по Нерчинскому договору. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e5/Map_irk_gub_1808.jpg
Карта Иркутской губернии 1808 года с границей по Нерчинскому договору. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e5/Map_irk_gub_1808.jpg

Однако сподвижники Петра, такие как Василий Мятлев и Фёдор Соймонов, участники Персидского похода и первые гидрографы, описавшие Каспий, были убеждены, что именно Амур должен стать кратчайшим водным путём для россиян к Тихому океану. Они и оказались главными инициаторами возобновления Второй Камчатской экспедиции, но уже в других местах — в Забайкалье. Мятлев был назначен в 1752 году сибирским губернатором и пригласил своего сослуживца Соймонова на должность начальника Нерчинской экспедиции. А поскольку организовывали её в обстановке строгой секретности — чтобы ничего не узнали китайские власти — её и назвали потом "секретной".

Главной целью Секретной Нерчинской экспедиции было изучение речных путей из Забайкалья в сторону Тихого океана, то есть, Амура и его притоков. Кроме того, предусматривалось составление карт этого региона, изучение лесов и месторождений металлических руд, организация судостроения, налаживание контактов с коренными народами Забайкалья и Приамурья.

Иркутская навигацкая школа

Для этой цели в Иркутске (тогда — административном центре Сибирской губернии) и Нерчинске (самом восточном российском городке в Забайкалье) были учреждены навигацкие школы, которые готовили будущих геодезистов и мореходов. Тогда-то и возникла идея перенести преподавание японского языка в одну из этих школ — иркутскую. Тем более незадолго до того, в 1745 году, очередная группа японцев на судне "Тага-мару" потерпела крушение у северных Курил и оказалась в России.

Пятеро японцев, получивших после крещения русские имена (Василий Панов, Пётр Черных, Фома Лебедев, Григорий Свиньин и Андрей Решетников) в 1747 году были отправлены через Якутск в Петербург, а в 1753 году их перевели в Иркутск, и именно они стали первыми преподавателями японского языка в этом городе. Ещё четверых японцев из того же экипажа (Матвей Попов, Иван Афанасьев, Филипп Трапезников и Иван Татаринов) в том же 1753 году привезли в Илимск, где тоже организовали преподавание японского языка, но в 1761 году две "школы" объединили и этих японцев также перевели в Иркутск.

Титульный лист "Лексикона русско-японского", составленного преподавателем иркутской школы японского языка Андреем Татариновым не позднее 1782 года. Источник ИВР РАН.
Титульный лист "Лексикона русско-японского", составленного преподавателем иркутской школы японского языка Андреем Татариновым не позднее 1782 года. Источник ИВР РАН.

Вот так и возникла навигацкая школа, а вместе с ней и преподавание японского языка, вдали от всех морей и от Японии — в Иркутске, "середине земли". Нерчинская экспедиция, к сожалению, своих главных целей не достигла: в 1755 году русский перебежчик из числа каторжан сообщил китайским властям о российских планах сплавов по Амуру, поэтому наиболее важные задачи были отложены. Тем не менее экспедиция продолжалась до 1765 года и поспособствовала развитию Забайкалья и закреплению его за Россией.

Японский язык продолжал преподаваться в Иркутске и после закрытия навигацкой школы — учителя перебрались сначала в Главное народное училище, а затем в мужскую гимназию. Преподавание закончилось лишь в 1816 году, когда на время были оставлены попытки завести торговлю с Японией.

Здание бывшего Главного народного училища в Иркутске, ныне Иркутский авиационный техникум. Фото: https://lh3.googleusercontent.com/p/AF1QipMfA6q6BbBxyKeH5XMIBj9H_81t2MjGAr67vLlT=s680-w680-h510
Здание бывшего Главного народного училища в Иркутске, ныне Иркутский авиационный техникум. Фото: https://lh3.googleusercontent.com/p/AF1QipMfA6q6BbBxyKeH5XMIBj9H_81t2MjGAr67vLlT=s680-w680-h510

Спасибо, что дочитали до конца! Не забудьте поставить лайк: вашей активностью живёт этот канал)