Авторство термина "шизофрения" принадлежит швейцарскому психиатру Эйгену Блейлеру. Он также является автором термина "аутизм".
Блейлер был не согласен с существующим тогда вместо шизофрении диагнозом "раннее слабоумие", поскольку не у всех его пациентов болезнь приводила к деградации личности.
На решение Блейлера стать психиатром могла повлиять болезнь его сестры Паулины, которой он впоследствии поставил данный диагноз.
Шизофрения переводится с греческого как расщепленный ум. Расщепление лежит в основе данной болезни.
Человек, который любит по шизофреническому типу, расщепляет своего партнёра, себя, своё восприятие другого, свои чувства и тело.
Шесть проявлений такой любви: идеализация, демонизация, амбивалентность, аутоэротизм и автоматизация, нарушение сексуальной идентификации.
Идеализация. При идеализации партнёр стремится к, незапятнанной сексом, гармонии душ. Телесность воспринимается как нечистая, а сексуальные проявления - приземленными. Собственное тело вызывает отвращение и агрессию. Человек лелеет надежды о великой любви.
Пока нет сексуальных контактов, проще поддерживать идеализацию.
Демонизация - явление, противоположное идеализации.
В этом случае объект чувства становится символом телесности, распущенности, злых сил. Его притягательность настолько высока, что невозможно перед ней устоять. Субъект считает, что оказался в плену магических чар и воссоединение с объектом страсти приведёт к гибели.
Такое расщепление происходило у священнослужителя Клода Фролло в романе В. Гюго "Собор Парижской Богоматери". Поначалу он идеализировал цыганку Эсмеральду, но, как только понял, что его страсть невзаимна, начал её демонизировать, объяснять свои чувства колдовством девушки.
Амбивалентность. Человек оказывается раздираемым противоречивыми чувствами: сильная страсть сменяется сильной ненавистью.
Напряжение не получивших разрядки чувств усиливается, усиливая и амбивалентность расщепления. Это непрестанное напряжение сильно истощает и у субъекта наступает полное безразличие, прерываемое иногда вспышками любви или ненависти.
Напряжение нередко приводит к мыслям о кастрации как способу избавления от страданий.
Аутоэротизм и автоматизация.
Субъект приходит к выводу, что контакты с объектом чувства опасны и напрасны. Он остаётся со своими мечтаниями, начинает мастурбировать, однако мастурбация воспринимается как механический акт или становится одним из способов самоунижения, возбуждает ненависть к себе и заставляет отщепить в сознании телесность по принципу - что плохое, то не моё, будто она существует сама по себе. Тело тоже напоминает какую-то машину или автомат.
Клод Фролло в романе Гюго демонстрирует отвращение к своим телесным позывам через акт самоистязания - флагелляции. К тому же, расщепление между физиологией и чувствами в сексуальной жизни бывает слишком сильным, чтобы мастурбация могла разрядить чувственное напряжение, связанное с эротическими мечтаниями. Причинение себе самоповреждений может являться одним из способов почувствовать своё тело и снять часть напряжения.
Нарушение сексуальной идентификации. Половой контакт для такого человека является способом поддержания своей сексуальной идентичности через получение обратной связи от партнёра. Партнёр даёт ему понять, феминный он или маскулинный, принимает его тело.
Вне этих контактов, при отсутствии возможности проверить свою маскулинность или феминность, сексуальная идентичность такого субъекта становится диффузной, возрастает неуверенность относительно своей сексуальной роли и возможности нравиться. Начинает нарастать ненависть к себе, посещают бредовые идеи (мужчины, например, могут верить, что у них растут груди, уменьшается член, возникает страх гомосексуального преследования).
Сомнения в своей сексуальной идентичности приводят к усилению страха перед контактами с противоположным полом. В общем, замкнутый круг.
Таким образом, для любви по шизофреническому типу характерна диспропорция между эротическими фантазиями и их реализацией.
Фантазии прекрасны, а реальность половой жизни - отталкивающая.
Тем не менее, аутизация, избегание контактов доставляет дискомфорт, поскольку не закрывает чувственную потребность. Внешнее человека не соответствует внутреннему. Тогда вспышка психоза становится как бы прорывом к свободе, пусть и в патологической форме. Так, например, женщина, захваченная эротоманией, начинает верить, что объект её чувства проявляет своё отношение к ней посредством особых знаков, тайных сигналов, либо зашифрованными сообщениями в СМИ. Она, вместо аутизации, отвечает на эти "сообщения" ответным выражением привязанности через письма, телефонные звонки, подарки и личные визиты. На смену подавляемой долгое время сексуальности приходит свобода самовыражения: настойчивые требования взаимности, преследование.
Эротомания может проявляться так же при биполярном расстройстве или пограничном в периоды транзиторных психозов.
В какой-то момент неудовлетворенность действительностью настолько возрастает, а мечты настолько манят и сулят райские наслаждения с любимым, что человек заходит в психоз, полностью отрешаясь от реального мира, порабощаясь миром грёз.
Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, КПТ ДПДГ Схематерапия
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru