Случается так, что разные авторы, живущие в разных странах и даже - в разных эпохах пишут похожие книги. Иногда это вызвано сознательным подражанием одного автора другому, иногда - заочной полемикой между ними, а иногда - сходство возникает совершенно случайно, благодаря схожей тематике или похожими героями. На мой взгляд именно так и произошло с двумя книгами, о которых я хочу здесь поговорить.
Роман Роберта Хайнлайна "Астронавт Джонс" (Starman Jones) увидел свет в 1953 году. Роман Аркадия и Бориса Стругацких "Стажеры" - в 1962-м. Роман Стругацких поначалу был опубликован в сокращенном варианте в виде повести в альманахе "Мир приключений", под названием "Должен жить". У Хайнлайна главным героем стал четырнадцатилетний подросток Максимилиан Джонс, наследник отцовской фермы и племянник астронавигатора Честера Джонса. У Стругацких - Юрий Бородин, восемнадцатилетний вакуум-сварщик, рабочий Вяземского завода пластконструкций.
Оба живут в будущем, только Юра в XXI веке, а Макс в неопределенно далеком, когда межзвездные полеты осуществляются уже не одну сотню лет. Юра приезжает на космодром Мирза-Чарле вполне законным образом. Макс приезжает в Земпорт автостопом, как обыкновенный бродяга. Самое интересное, что оба паренька сталкиваются с проблемами, которые могут им помешать покинуть матушку Землю. Юра отстал от своей группы и чтобы попасть в систему Сатурна, ему нужен попутный рейс. Права на космическое путешествие Макса куда более призрачны. Ведь у Юры есть необходимая для космоса профессия, а у Макса ничего, кроме астронавигационных справочников его дяди.
Любопытно, что оба встречают "добрых самаритян". Юра - Иван Жилина, бортинженера фотонного планетолета "Тахмасиб", а Макс - бывшего космодесантника Сэм Андерсона, на момент их встречи - без определенных занятий. Как и положено, старшие товарищи учат своих юных друзей уму-разуму. Правда, воспитывают они их немного в разных направлениях. Жилин показывает Юре, как надо вести идеологическую борьбу с такими буржуинами, как бармен Джойс. Андерсон же натаскивает Макса в искусстве мошенничества, правда, не слишком успешно. Тем не менее, в космос оба мальчика попадают именно благодаря своим наставникам. Юра - потому, что Жилин направляет его в номер, где живут капитан "Тахмасиба" Быков и генеральный инспектор МУКСа Владимир Юрковский. А Макс - потому, что Сэм Андерсон организует подделку необходимых документов.
Как бы то ни было, оба паренька оказываются на борту космических кораблей. Юра на "Тахмасибе", а Макс на "Асгарде" - звездном корабле, снабженном импеллерами Хорста-Конрада. Отныне пути их расходятся. Юре предстоит облететь несколько планет и астероидов Солнечной системы, Максу - несколько миров, лежащих за ее пределами. Положение у них на кораблях тоже разное. Юра хоть и зачислен стажером, но во всем остальном полноправный член экипажа. Макс же даже на борту звездолета поначалу занимается привычным делом - ухаживает за домашним скотом. Правда, русский мальчик до самой Реи остается стажером, тогда как его американский коллега делает головокружительную карьеру от корабельного скотника до капитана.
Однако, при всех отличиях, сходство в судьбах двух искателей космических приключений все же прослеживается. Обоим приходится столкнуться с враждебной инопланетной фауной. Юра принимает участие в истреблении марсианских летучих пиявок, а Максу пришлось оказаться в плену кентавроподобных обитателей планеты, которую пассажиры "Асгарда" назвали Надеждой. Летучие твари у Хайнлайна тоже есть - это парящие в небе, шпионящие за колонистами медузы. И в том и в другом романе люди почем зря палят по аборигенным формам жизни, ибо речь идет о выживании человеческой колонии. Правда, у Стругацких победа остается за людьми, а у Хайнлайна - за аборигенами.
Есть ли еще какое-нибудь сходство между двумя "старменами"? Макс Джонс подружился на борту с пассажиркой мисс Элдрет Кобурн. В любовь эта дружба не перерастает. Макс еще очень юн, а Элли не очень-то стремится связать свою судьбу с простолюдином. Есть у нее на примете жених и позавиднее. Как там у Юры обстоят дела на любовном фронте, можно догадаться по его опозданию "по семейным обстоятельствам". Оба меняют наставников. Для Юры кумиром становится Юрковский - "Зевес" по выражению Жилина. А для Макса моральным авторитетом является астронавигатор доктор Хендрикс. Кстати, оба наставника погибают в космосе. Хендрикс - от сердечного приступа, а Юрковский - при попытке проникнуть в кольцо Сатурна.
В финале обоих романов мы расстаемся с главными героями в самом начале их жизненного пути. Юра Бородин воссоединяется со своими товарищами вакуум-сварщиками, а Макс Джонс возвращается в исходную точку своего большого космического путешествия, но лишь для того, чтобы окончательно проститься со своим детством. Теперь он уже не жулик, по подложным документам проникший на борт звездного корабля, а настоящий астронавигатор, которого многое ждет впереди. Жаль только, что мы не узнаем о дальнейшей судьбе ни русского, ни американского мальчика.
Напоследок сравним будущее, изображенное Стругацкими и Хайнлайном в рассматриваемых произведениях. У советских писателей более менее мирно уживаются две политические системы. Союз Советских Коммунистических Республик и братские социалистические страны соревнуются и на Земле и в космосе с капиталистическими государствами. Порой между ними возникают локальные конфликты, не вооруженные, а скорее идеологические, но в целом, по крайней мере, в межпланетном пространстве все обстоит неплохо. А вот у Хайнлайна над Землей и звездами царит Империя, в которой нет места ни коммунизму, ни демократии. Даже свободный выбор профессии не доступен ее подданным. Профессиональной сферой ведают гильдии, как это было в Средневековье.
Трудно сказать, насколько верил Роберт Хайнлайн в такой вариант будущего? Скорее - подходил к нему со своей любимой логарифмической линейкой. Измерил, посчитал и пришел к выводу, что ни советский коммунизм, ни американскую демократию на глобус звездного неба не натянешь. Для этого нужна более жесткая социальная конструкция, пусть и несколько архаичная. Верили ли к моменту написания "Стажеров" в коммунистическое будущее Стругацкие - тоже вопрос. Как в идеальный мир свободного труда и творчества, наверняка, как в негибкую политическую систему, скорее всего - уже нет. Однако во что бы ни верили эти авторы - Братья Стругацкие и Роберт Хайнлайн - они написали прекрасные увлекательные книги о приключениях юных романтиков ближнего и дальнего космоса. За что им огромное читательское спасибо!