«Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, — чтобы не сказать много, — и всех вас. Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощён чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь. Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны. А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы» (2 Кор. 2:5-11).
Комментаторы, который считают первое посещение Павлом Коринфа (Деян. 18) тем самым злосчастным визитом, убеждены, что скорбным письмом является 1 Коринфянам. По их мнению, человек из 2 Кор. 2:6 и из 1 Кор. 5:1 — один и тот же, а «наказание от многих» (2 Кор. 2:6) было наказанием за блуд с женой отца (1 Кор. 5:1). Однако есть достаточно оснований полагать, что брат, которого Павел, обращаясь к церкви в Коринфе, призывает простить, был не тем человеком, который сожительствовал со своей мачехой.
1. Павел был явно огорчен поведением этого человека и бездействием церкви, когда писал 1 Коринфянам
Терпимость и снисходительность братьев к тому, что делал этот человек, свидетельствовала о том, что эти христиане спокойно относились к «блуду, какого не слышно даже у язычников» (1 Кор. 5:1). Апостол написал о необходимости «предать [этого человека] сатане во измождение плоти» (5:5). Он также потребовал от церкви «не общаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником… с таким даже и не есть вместе» (5:11). Однако, когда он пишет о брате, которого церковь наказала, в 2 Кор. 2:5-11, то звучит намного мягче: «Для такого довольно этого наказания от многих» (2:6). «И потому прошу вас оказать ему любовь» (2:8). Конечно, человек из 1 Кор. 5 к тому времени, когда Павел писал 2 Коринфянам, уже мог оставить блуд со своей мачехой. Однако очень сомнительно, чтобы спустя совсем немного времени после такого отвратительного греха Павел просил братьев простить его и восстановить с ним полное общение.
2. Печаль, вызванная действиями человека из 2 Кор. 2, глубоко задела лично Павла
Он говорил, что написал о нем христианам в Коринфе, чтобы узнать, «во всем ли вы послушны» (2:9). Очевидно, то, что он написал им об этом оскорбителе, содержалось в скорбном письме. Для Павла было важным, чтобы церковь в Коринфе уважала его апостольскую власть. Позднее в том же письме Павел упомянул человека, который, возможно, был причастен к возникновению конфликта: «Итак, если я писал вам, то не из-за оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом» (7:12). Оскорбленным в этой ситуации был сам Павел. В какой-то степени человек из 2 Кор. оскорбил всю церковь, но особенно он проявил неуважение к Павлу и его апостольству.
3. Грехи человека из 1 Кор. 5 были сексуального характера: блуд
В составленном Павлом списке грешников, которых следовало сурово наказывать в церкви, на первом месте стояли «блудники» (5:11). В 2 Кор. 2 Павел не только более сдержанно говорил о реакции общины на грехи оскорбителя, но не дал никаких оснований предполагать, что они были сексуального характера. Павел ничего не сказал о сожительстве этого человека со своей мачехой или каком-то ином блуде. Молчание Павла на эту тему, особенно в свете греха человека из 1 Кор. 5, немаловажно.
Человека из 1 Кор. 5 и человека из 2 Кор. 2 объединяло одно: в обоих случаях церковь в Коринфе должна была подвергнуть наказанию согрешившего брата. Что касается 1 Кор. 5, то церковь проигнорировала наказание, несмотря на четкие и конкретные инструкции Павла. В ситуации из 2 Кор. 2 христиане в Коринфе послушались Павла; они наказали согрешившего брата, и это наказание привело к желательному результату. Этот человек покаялся. И теперь Павел обращается к церкви с просьбой простить его и восстановить в церковном общении.