Газеты у нас редко появлялись. На стенде наглядной агитации вывешивали регулярно газету Управления ВВ по Дальнему Востоку и Восточной Сибири. Но её практически никто не читал.
В принципе, на батальон выписывалось какое то количество экземпляров " Красной Звезды". Но, в Ленинской комнате они не появлялись. Там лежали подшивки этой газеты за предыдущие годы, а новые перестали подшивать ещё до моего появления в этом батальоне.
1991 год - уже всё в той стране было не так, как прежде.
Однако, изредка газета появлялась в карауле. Вся та же " Красная Звезда". Поскольку в то время / не знаю, как сейчас /анекдотов в таком серьёзном издании не печатали, нас интересовал там только кроссворд.
Анекдот.
Мужик едет в метро и разгадывает кроссворд. Пишет ответы карандашиком.
В какой - то момент он обращается к соседу :
- Извините, вы мне не поможете? В принципе, я ответ уже написал, просто хочу себя проверить. Вот вопрос : длинная палка, которой играют в бильярд. Три буквы, последняя " Й".
- Ну, это же очень просто. Ответ " кий".
- Спасибо. Вы извините меня ещё раз, но у вас ластика не будет?
Вот мы похоже разгадывали кроссворды...
Однако, речь не о них.
***
Газеты, если оказывались в карауле, тут же и оказывались на вышках.
Не надо только писать о том, что часовому на посту читать запрещено, хорошо?
Но перед тем, как " уйти" на какую - нибудь вышку, сначала газету просматривали часовые на пульту и на КПП.
Однажды принимаю я смену на пропускном пункте, а на столе лежит газета, а в ней, прямо на первой странице - фото. На фото солдат, на солдате бронежилет, на голове его каска, в руках - автомат. Подпись под фотографией гласит : " Рядовой Алексей М. охраняет КПП N - ского авиаполка. Абхазия."
Ну - это он для кого-то там рядовой Алексей М. А для меня он - Лёха. Лёха - Кабан, одноклассник и ближайший кореш! Более того, мы с ним в армию в один день уходили, в автобусе на ГСП вместе ехали и мечтали о том, что сделаем всё, чтобы служить вместе, наивные юноши..
Я уже писал об этом. Как я выскочил с КПП в комнату начкара, как стал орать, тыча пальцем в фотку : " Да это же Кабан, вдоль его и поперёк! Кабан!!! “. На что начкар, младший сержант Патрикевич, отреагировал так :" Лёха, понимаю твою радость, но вернулся бы ты на пост. Вдруг пойдёт кто - нибудь, а у нас на КПП часового йок! “
А радость, и впрямь, была такая, как будто бы это я не фотку в газете увидел, а сам Кабан в нашем карауле материализовался.
*****
Про обстоятельства, при которых это фото было сделано, я узнал уже дома.
Грузино - абхазкий конфликт, считается, начался в августе 1992 года. Однако, ещё до этого в Абхазии было неспокойно. На её территории действовали несколько бандформирований, совершавших нападения на поезда,, проходящие по территории республики. / это - то и стало формальным предлогом для ввода в Абхазию частей грузинской армии, с чего, собственно, открытый конфликт и начался. Типа, для охраны железной дороги. / И те же формирования совершали нападения на воинские части бывшей Советской Армии с целью захвата оружия.
Впрочем, и у нас, в далёкой Сибири были слышны отголоски таких нападений, и предпринимались меры для дополнительного охранения расположений воинских частей.
На полк, в котором служил Кабан, было совершено несколько посягательств. Однако, как он вспоминает, войну это напоминало мало. Нападавшие не были серьёзно ни обучены, ни вооружены. Скорее, расчёт был на то, что военнослужащие дрогнут, испугаются, и просто" сдадут " бандитам часть стрелкового оружия. / было и предположение, что кто-то из командования полка подкуплен, или находится под шантажом, поскольку при отражении атак иногда поступали странные приказы : отойти и огня не открывать. Правда, такие нелепые приказания всегда вовремя отменялись. Вообще же, во всех этих конфликтах того времени на постсоветской территории много загадочного и до сих пор до конца не понятного. /
Службу, понятно, несли в непрекращающемся усиленном режиме.
И в один из дней, когда Кабан был в составе наряда по КПП, к ним пришёл старик - абхазец.
"Солдат - всегда солдат." Это строка из известной песни. А я бы ещё добавил - " и везде солдат". И солдату - везде - может быть присуще раздолбайство. И даже там, где, бывает, стреляют.
/ хотя Кабан говорит : " Не, у нас там не стреляли, так - постреливали. “/
Было воскресенье, большинство офицеров на службе отсутствовало. Лето, жарко. Наряд расслабился. Кое - кто из дедушек даже снял защитную амуницию. Ну, жарко же в бронежилете.
И почти весь наряд, в нарушении всех инструкций , выперся на улицу, в тенёк.
На КПП" балдел" один Кабан. Старик открыв дверь снаружи сразу зашёл в комнату для наряда / дверь была открыта (!) - ещё одно нарушение /, сел на табуретку, и достал из - за пазухи гранату РГД - 5. Сказал так :
- Сынок, мне от вас ничего не надо. Но мне нужно встретиться с командиром полка - никто больше меня не устроит. Понимаю : воскресенье, он, наверное, где-то купается, но, вы уж, сыщите его, сынки. Я человек , имей в виду, старый. Мне уже, во - первых, всё равно , а, во - вторых - больше часа, возможно, не смогу её держать - и с этими словами выдёргивает чеку.
Сам Кабан вспоминает ситуацию, как на редкость идиотскую :
" Сидим. Я, а напротив старик с готовой к бою гранатой. И он мне рассказывает, какой в этом году урожай фруктов, о перспективе виноделия, о том, что в речке, протекающей неподалёку много рыбы, а вот купаться в ней нужно осторожно - вода на середине всегда холодная. В окошко КПП всё время кто-то заглядывает и пытается начать со стариком переговоры : дежурный по части, ответственный. Замы командирские подтянулись. Короче, свистопляска нешуточная. А я сижу, пот в три ручья с меня, взгляд к гранате прикован, а в голове мысль : здесь же дышать нечем, а старик в папахе и в бурке. И я всё время думаю : и как ему не жарко? “
Командира то ли и правда не нашли, то ли сделали вид. В конце концов, старик согласился на разговор с одним из его заместителей.
Что он хотел, солдатам осталось неизвестным. Через какое-то время его спокойно выпустили через КПП.
После такого случая, Кабану объявили благодарность. За то, что он зубы заговаривал враждебно настроенному старику. Хотя, как Кабану показалось, старик был вполне миролюбив / стокгольмский синдром? /. И, уж, во всяком случае, много разговаривал совсем не Кабан.
И приехавшему позже корреспонденту КЗ, Кабана предъявили как одного из лучших солдат! И тот сделал его фото.
*****
Но, хоть рассказ Кабана меня и поразил, для меня самым интересным явился не он.
Спустя несколько дней, после моего прихода из армии, я был у Кабана в гостях. Мама его, тётя Нина, махнув на него рукой, сказала :
- Ну, про своего- то мы уже всё знаем, а ты : где ты, что ты, как отслужил?
На фоне рассказов Кабана моя служба вырисовывалась мне в теплично - курортном свете. Повторюсь, я своей службы никогда не стеснялся и никогда не скрывал, где служил.
Кабанов батя - дядя Вова - вдруг сказал неожиданно, обращаясь к Лёхе :
—А ведь ему / мне, то есть / было хуже, чем тебе. Ты знал, кто твой враг - кто из-за забора на вас полезет, вот он и есть! . А у него за забором сидели люди разные, и не все из них были врагами. Но кто-то всё же был. И, вот, поди там разберись - кто из них кто. Кто, при случае, нож в спину вгонит...
А батёк у Лёхи, на минуточку, из кадровых. Танкист...Афганец...
Я - то и тогда считал, что Лёхин батя не прав, и сейчас так считаю.
*
Были, были ребята и в местах, где пожёстче, и служба у которых была стократ тяжелее.
Но тогда такие слова из уст афганца, не скрою, душу мне погрели.
*****
БЛАГОДАРЮ за ВНИМАНИЕ!
ВСЕМ ДОБРА и УДАЧИ!!