Этой публикации не случилось бы, если б не #студиястихи2023 и семинар критики Артема Скворцова. Так что хочу поблагодарить людей, которые занимаются столь тяжелым делом, как литературное образование в стране, которая когда-то была самой читающей.
Для большинства людей литературная критика осталась в позапрошлом столетии. Почти все знают Белинского. Кто-то, напрягшись, вспомнит Писарева, Добролюбова. Людей, упомянутых в школьной программе. Все эти “лучи света в темном царстве” из сочинений. Даже некоторые писатели полагают, что никакой критики больше нет. А зачем она?
Количественно основная доля издаваемых книг приходится на массовую литературу. И по наименованиям, и по тиражам. Некоторые авторы на сайтах прямых продаж зарабатывают столько, сколько “серьезным” писателям никогда не заплатят. А ведь о бульварном чтиве критика практически не упоминает, так как разбирать там особо нечего. Как же нетребовательные к качеству читатели определяют, что купить?
Есть поклонники определенных жанров и серий. Кто-то читает только про “попаданцев”, кто-то - лишь женские романы, на обложках которых красивый кавалер целует соблазнительную даму, кто-то не признает ничего, кроме “иронического детектива”. А самое главное - это отсутствие ценности экспертного мнения. И это общий процесс, связанный не только с художественным творчеством.
Так, врачи нервно усмехаются, когда пациент предпочитает следовать не их профессиональным указаниям, а советам соседки, “которой помогло”. Ожог моей подруги ее мать пыталась излечить наложением рассыпчатого творога. А мне родной дед предлагал сточить напильником царский пятак и проглотить медную пыль, чтобы перелом быстрее сросся. Если уж в случаях, связанных со здоровьем, люди готовы слушать всякую дичь, но от знакомых советчиков, то что говорить об эстетических категориях? Вместо кума, брата, соседки может выступать и какая-нибудь инстаграмщица. Вот она посоветовала книгу или фильм - это дельная рекомендация. А читать каких-то критиков? Кому они вообще нужны?
А еще заметно сократилось количество публики, тратящей время на книги. А уж читать о том, что бы почитать? По статистике в своем блоге вижу, что рецензии на фильмы просматривает гораздо больше народу, чем тексты, связанные с литературой. Если уж “высокая” литература остается на обочине массового внимания, то критика вообще становится маргинальной областью творчества. Но при этом сохраняющей неплохую репутацию, как мне кажется.
В принципе у критики есть три задачи. Во-первых, самой быть интересным чтивом, качественной публицистикой, на которую не жалко потратить время, даже если не собираешься покупать книгу, о которой идет речь. Во-вторых, она служит навигатором в мире литературы. Только на русском языке появляется ежегодно столько хороших романов, сколько ни одному человеку не осилить. Приходится выбирать. Для ориентации в этом книжном море и нужны премии, и профессиональные читатели, дающие рекомендации. В-третьих, критика - это поиск смыслов. И если с первыми двумя пунктами любительские обзоры и рекомендательные сервисы худо-бедно справляются, то на этом уровне уже нужна настоящая экспертиза. С соответствующим образованием. Но продукт это явно не массового потребления. Как элитный сорт сыра. Или как аксессуар секс-шопа. Только для знатоков.