Действующая инфраструктура Транскаспийского маршрута международного транспортного коридора «Север-Юг» в настоящее время не справляется со все возрастающей на нее нагрузкой. За первые три месяца текущего года только по западному направлению МТК перевезли 2,15 млн тонн груза, что примерно на 85% больше, чем за аналогичный период 2022-го.
Объем транзита через Азербайджан за год увеличился на 75%. Непосредственно по железной дороге, как сообщает ОАО «РЖД», в первом квартале 2023-го на данном направлении прошло в два раза больше товарных вагонов, чем в январе-марте 2022-го. Эксперты полагают, что к концу десятилетия грузооборот по коридору «Север-Юг» возрастет в два раза — до 32 млн тонн в год. Уже в 2024-м данный показатель, согласно некоторым прогнозам, составит 20,5 млн тонн против 15 млн тонн в 2022-м.
Разумеется, для полноценного использования МТК крайне важно устранить узкие места и решить ряд сопутствующих проблем, о чем мы рассказывали в прошлом месяце (ссылка в конце статьи).
В ближайшее время одним из проектов, призванных посодействовать увеличению пропускной способности коридора, станет строительство новой станции «Самур-II» с расположением в ней пункта пропуска «Дербент». Последний, как отмечается, будет оснащен современным оборудованием в соответствии с международными стандартами. Реализация этой инициативы позволит достичь провозной способности 15 млн тонн груза.
Объект возведут в Дагестане на Северо-Кавказской железной дороге близ границы России и Азербайджана. В октябре 2022-го министр транспорта Виталий Савельев отмечал, что инициатива может быть осуществлена к 2026 году. Как только на территории Ирана достроят участок Решт – Астара, поезда напрямую пойдут в Россию через этот пункт пропуска от портов Персидского и Оманского заливов.
В мае 2023-го глава Дагестана Сергей Меликов подтвердил, что новая станция будет построена в краткосрочной перспективе. Он также напомнил, что в данный момент продолжаются работы по переводу участка Дербент – Самур на систему переменного тока, что позволит снизить эксплуатационные затраты.