Найти тему

СТО ЛЕТ ТОМУ... ВПЕРЕД?

Евгений Мигунов. Иллюстрация к форзацу книги Кира Булычева "Сто лет тому вперед". Изображение взято из открытых источников
Евгений Мигунов. Иллюстрация к форзацу книги Кира Булычева "Сто лет тому вперед". Изображение взято из открытых источников

Фантастическая повесть Кира Булычева (настоящее имя - Игорь Всеволодович Можейко (1934-2003) "Сто лет тому вперед" впервые была опубликована в 1978 году издательством "Детская литература". Это была пятая книга о приключениях Алисы Селезневой. В 1965 вышла подборка коротких рассказов "Девочка, с которой ничего не случится", в 1968 - "Остров ржавого лейтенанта", в 1974 - "День рождения Алисы" и "Путешествие Алисы". Можно предположить, что книжкой "Сто лет тому вперед" писатель намеревался завершить цикл. Повесть была написана в 1975, а увидела свет только через три года. Булычев держался целых семь лет, но видимо соскочить с этой иглы было не так-то просто, и в 1982 выходит повесть с симптоматичным названием "Миллион приключений". Миллион не миллион, а весь цикл составляет более пятидесяти произведений.

Евгений Мигунов. Иллюстрация к обложке книги Кира Булычева "Сто лет тому вперед". Изображение взято из открытых источников
Евгений Мигунов. Иллюстрация к обложке книги Кира Булычева "Сто лет тому вперед". Изображение взято из открытых источников

Вернемся к повести "Сто лет тому вперед". По сюжету ее обычный московский школьник Коля Наумов находит в квартире своего заболевшего соседа потайную комнату, где скрывается загадочная кабинка, снабженная пультом управления. Кабинка оказывается машиной времени. Воспользовавшись ею, Коля переносится на сто лет в будущее, и с первых же шагов сталкивается с различными чудесами грядущего - роботом (не Вертером), стариком Павлом, которому за сто, пришельцами-болельщиками и так далее.

Евгений Мигунов. Иллюстрация к книге Кира Булычева "Сто лет тому вперед". Изображение взято из открытых источников
Евгений Мигунов. Иллюстрация к книге Кира Булычева "Сто лет тому вперед". Изображение взято из открытых источников

Писатели, использующие подобные сюжетные ходы, всегда сталкиваются с одной и той же проблемой. Дело в том, что героя они отправляют из своего времени, обстановку которого знают в деталях, а прибывает он в будущее, подробности которого надо еще придумать. Каждый фантаст выкручивается по своему, но чаще всего используется ряд нехитрых приемов. Писатель либо гиперболизирует то, что имеется в настоящем, добавляя, например, к одной Останкинской телебашне еще две, только больше, либо заменяет привычные элементы вымышленными - вместо автомобилей - флипы, вместо зоопарка - космозо, вместо обычных футбольных болельщиков - инопланетяне. Эффектно и вполне достоверно, а если это делается еще и с юмором, то вообще все вопросы снимаются.

Евгений Мигунов. Иллюстрация к книге Кира Булычева "Сто лет тому вперед". Изображение взято из открытых источников
Евгений Мигунов. Иллюстрация к книге Кира Булычева "Сто лет тому вперед". Изображение взято из открытых источников

Надо сказать, что в произведениях для взрослых Булычев обычно избегал подробной детализации будущего. У него почти не встречается описаний Земли XXI века, например, в циклах о Павлыше и Андрее Брюсе. А быт космических экспедиций максимально приближен к реалиям ХХ века. Ну без бластеров, скафандров и космокатеров и роботов, в космической фантастике, конечно, не обойтись, но этот малый джентельменский набор писатель позаимствовал из общей базы данных фантастики, намеренно, не привнося своего. А все потому, что Булычев хотел, по возможности, опираться на то, что хорошо знал и понимал.

Евгений Мигунов. Иллюстрация к книге Кира Булычева "Сто лет тому вперед". Изображение взято из открытых источников
Евгений Мигунов. Иллюстрация к книге Кира Булычева "Сто лет тому вперед". Изображение взято из открытых источников

Однако самое любопытное, что тот же подход, писатель использовал и при описании настоящего! Убегая от космических пиратов Весельчака У и Крыса, Коля возвращается в свою эпоху, а следом за ним сами пираты и Алиса, профукавшая миелофон. Не очень любивший тему будущего - ведь недаром в мире Алисы так много нагромождено разных нелепостей - Булычев с облегчением возвращается в настоящее. Но - в настоящее ли? Не промахнул ли он вместе со своими героями середину семидесятых еще лет на тридцать назад? Скажете - абсурд? Давайте разберемся.

Евгений Мигунов. Иллюстрация к книге Кира Булычева "Сто лет тому вперед". Изображение взято из открытых источников
Евгений Мигунов. Иллюстрация к книге Кира Булычева "Сто лет тому вперед". Изображение взято из открытых источников

Булычев любил давать своим персонажам имена реально существующих, либо существовавших людей. Так ему было легче представить их характеры. Штатное расписание космического корабля "Сегежа" позаимствовано писателем из аналогичного списка теплохода "Сегежа", на котором Булычеву довелось совершить плавание. И Глеб Бауэр и Слава Павлыш - имена и, видимо, характеры реальных людей. Имена жителей Великого Гусляра писатель взял из дореволюционной адресной книги города Вологда. Сама Алиса Игоревна Селезнева скомбинирована из имени отчества собственной дочери фантаста и фамилии ее бабушки по материнской линии. Да и собственный псевдоним Игорь Всеволодович Можейко сконструировал таким же образом.

Евгений Мигунов. Иллюстрация к книге Кира Булычева "Сто лет тому вперед". Изображение взято из открытых источников
Евгений Мигунов. Иллюстрация к книге Кира Булычева "Сто лет тому вперед". Изображение взято из открытых источников

Так что можно предположить, что школьники из повести - это либо одноклассники писателя (по крайней мере - мальчики, потому что в СССР с 1943 по 1954 было раздельное обучение в школе с 5 по 10 классы), либо - знакомые по детским играм во дворе. А если это так, то только ли имена взяты им из своих детских воспоминаний? Думаю, что не только. В первую очередь, конечно, характеры персонажей. Зачем выдумывать, когда достаточно вспоминать! А характеры автоматически тянут и привычки, интересы, логику поступков. Если внимательно вчитаться в текст повести, то некоторая архаика в поведении шестиклассников середины семидесятых ощущается. Впрочем, доказать это трудно, хотя бы потому, что советское общество менялось довольно медленно и между детьми сороковых и их сверстниками, родившимися на двадцать лет позже, было много общего.

Евгений Мигунов. Иллюстрация к книге Кира Булычева "Сто лет тому вперед". Изображение взято из открытых источников
Евгений Мигунов. Иллюстрация к книге Кира Булычева "Сто лет тому вперед". Изображение взято из открытых источников

Можно ли предположить, что под видом фантастической повести Кир Булычев рассказал о собственном детстве? Почему бы и нет. Настаивать на этой гипотезе я не буду. Однако при достаточно близком рассмотрении творчества Кира Булычева становится заметно, как писатель-фантаст, а по специальности историк и востоковед, постепенно дрейфует от фантастики к реалистической и исторической прозе. Даже Алиса то и дело сталкивается с историческим, ну или хотя бы псевдоисторическим прошлым. А уж в прозе для взрослых, особенно в поздних своих произведениях, писатель и вовсе обратился к историческому материалу. Достаточно вспомнить цикл "Река Хронос". Так что еще вопрос, кто куда отправился на машине времени - шестиклассник Коля в будущее, или - придумавший его автор - в прошлое?